«Пленных бойцов Армии Крайова раздели до трусов и отпустили по домам»: 13 июля 1944 г. советские войска освободили Вильнюс
13 июля 1944 г. советские войска освободили Вильнюс. О том, как это происходило, вспоминает волкодав НКВД, полковник госбезопасности Нахман Душанский:
«Вильнюс всегда являлся предметом спора между Литвой и Польшей, поляки считали этот город своим, а литовцы всегда твердо знали, что Вильнюс — столица и сердце Литвы.
Спецгруппа Госбезопасности Литовской ССР получила приказ лично от Снечкуса (первый секретарь Коммунистической партии Литвы — прим. автора) первыми, впереди наступающих частей, войти в Вильнюс и тем самым показать всем, что Вильнюс — столица Литвы, освобождена именно литовскими солдатами и офицерами. В Вильнюсе уже активно действовали противостоящие нам многочисленные польские отряды Армии Крайовой (АК).
Поехали на нескольких «студбеккерах» на Вильнюс, многие офицеры были вооружены ручными пулеметами. Штурмовая офицерская группа, если точнее выразиться. Командовал группой Расланас, а я получил под командование отдельный взвод.
В Вильнюс мы добирались через Гродненский тракт, и первое литовское местечко, в котором мы остановились, было Бутримонис. У нас в группе был один молодой парень, пулеметчик, уроженец этого местечка. Он погиб через сутки после того как увидел своих родных. И мы пошли дальше на Вильнюс. В городе была полная неразбериха.
Большинство немцев уже покинуло Вильнюс, но было великое множество мелких немецких групп, оказывающих сопротивление, а главное — крупные формирования партизан АК, подчиненных польскому правительству Сикорского в Лондоне, ставивших своей целью захватить Вильнюс и объявить его частью суверенной польской территории.
Советские войсковые части к моменту нашего появления в городе стояли на подступах, и только после того, как мы захватили ключевые точки, вошли в Вильнюс и завязали уличные бои. В лесах рядом с городом находился большой еврейский партизанский отряд, который сразу пришел к нам на подмогу. Первым делом мы захватили по периметру здание Президиума Верховного Совета Литвы, но внутрь поначалу не заходили, опасались, что здание полностью заминировано.
Поляки, захватившие гору Гедиминаса и установившие на ней свой польский старый государственный флаг, били по нам сверху из пулеметов. У нас появились потери. И засело на этой горе больше трех сотен «аковцев». А потом мы выбили поляков лихой атакой с горы Гедиминаса и водрузили на ней красный стяг.
Пленных, простых польских офицеров, не убивали, а просто раздели до трусов, и отпустили почти голышом по домам.
Источник: Я помню