Контекст

Сущий ужас: что делали «лесные братья» с советскими военными, которые попадались в их засады

В современной Эстонии деятельность «лесных братьев» всячески героизируется. Они изображаются как храбрецы, которые мужественно сражались с советскими «оккупантами». Так ли это? Представляем на ваш суд архивный документ, который наглядно показывает какими методами эстонские «лесные храбрецы» боролись с советской властью.

Из обвинительного заключения Военного трибунала 41-го гвардейского эстонского стрелкового корпуса [Январь 1946 года].

Допрошенный 14.12.45 г. обвиняемый Томбак Эльмар Антонович показал:

«Воробьев - лет 25, сотрудник Вильяндимаского УО НКВД, убит в начале сентября 1945 г. лично мною при следующих обстоятельствах Участники нашей группы Пяргма Август и Розенберг Юрий сообщили о том, что в дер. Тухкья появились сотрудники НКВД. Получив эти данные, Муст Анте приказал мне, Розенбергу Тынису и Метсе Августу пойти в дер. Тухкья и произвести там разведку и заметил при этом, что действовать нужно будет в зависимости от обстановки.

Перед тем как пойти в дер. Тухкья, мы для смелости выпили и я переоделся в советскую военную форму.

Первоначальным пунктом нашей разведки мы наметили хутор Падрику, где жили наши пособники Юхансон Ян и его жена. На хуторе Падрику мы застали дома жену Юхансона Яна, последняя стала ругаться на нас и сказала: «Зачем вас черт принес сегодня, сейчас в деревне находятся военные». Но мы продолжали находиться на хуторе.

Через некоторое время Юхансоны нам сообщили: «Смотрите, вон военный идет». Действительно, к реке спускался человек с ведром в военной форме, босиком, без шинели и фуражки. Сначала мы растерялись, но потом быстро сообразили, что его нужно взять. 

Я вышел на улицу и сказал спускавшемуся к реке: «Иди сюда». Подошедший поприветствовал меня. Через несколько секунд подскочил Метса Август и крикнул военному: «Руки вверх!» Человек поднял руки вверх. Вслед за этим я обыскал захваченного, отобрал у него пистолет ТТ, путем опроса мы установили, что захваченный является сотрудником Вильяндимаского УО НКВД, фамилия его – Воробьев.

Я, Розенберг Тынис и Метса Август доставили Воробьева в наш лагерь. В лагере посадили Воробьева около костра и приступили к активному допросу.

Допрос производился о цели пребывания военных в волости Тухкья и по другим разнообразным вопросам. Затем над Воробьевым мы учиняли «суд». Муст Анте предложил дать Воробьеву веревку, чтобы он сам повесился, Аас Олев предложил убить Воробьева нанесением ударов топором по голове. Затем было решено отдать Воробьева в мое распоряжение, чтобы я с ним расправился. У меня был большой кинжал, и я решил Воробьева зарезать. Лично я взял веревку, связал Воробьеву руки назад и повел Воробьева в сторону от лагеря, чтобы исполнить свое намерение. Ведя Воробьева, я держал его сзади за веревку, чтобы он не мог от меня убежать, все остальные бандиты шли за мной.

Отведя Воробьева метров на 100 от костра, я приказал ему лечь на землю лицом вниз, Воробьев исполнил мое приказание, вслед за этим я сильным ударом вонзил Воробьеву кинжал в спину и разрезал тело насквозь. Воробьев зашевелил конечностями, приподнял голову и произнес хриплый звук. Тогда я этим же кинжалом перерезал Воробьеву шею и затем горло и Воробьева таким образом умертвил. Стоявший со мной рядом Муст Анте приказал мне снять с Воробьева брюки, что я и сделал. Брюки я надел на себя...».

Источник: Прибалтика. Под знаком свастики (1941–1945). Сборник документов. — М.: Объединенная редакция МВД РФ, Кучково поле, 2009

Читайте также
26 апреля
Всю ночь просидел в колодце 6-летний Василий Мазур. В его родительском доме нашел приют бывший советский военнопленный, которому удалось сбежать из немецкого концлагеря. Это был грузин по национальности, отец пятерых детей. Ночью 12 февраля 1943 года в дом ворвались бандиты. Отцу удалось каким-то образом сбежать, мать спрятал сосед Севастьян Рой. Взбешенные неудачей вооруженные националисты бросили в колодец грузина, сестру Василька и самого мальчика.
27 апреля
В январе 1943 года я стал младшим лейтенантом госбезопасности, — вспоминает знаменитый «охотник» за «лесными братьями» Нахман Душанский, — а летом 1943 года нас отправили в Смоленскую область.
2 мая
В Латвии на государственном уровне утвердилась точка зрения, согласно которой латыши, воевавшие на стороне нацистской Германии, отстаивали исключительно интересы латышского народа и защищали Родину от «советской оккупации». Рисуется картина, согласно которой хитрые латыши использовали как временных попутчиков немцев, чтоб остановить советскую агрессию. Правда, эту позицию легко опровергнуть при помощи архивных документов.
3 мая
На долю Арнольда Мэри, первого эстонца, получившего звание Героя Советского Союз, выпало немало испытаний. В годы Великой Отечественной войны он получил серьезное ранение. В 1952 году его лишили звание «Героя» за то, что он просил пересмотреть ряд дел эстонцев, которых сослали в Сибирь.  Из-за этого он был вынужден переехать из Эстонии на Алтай. Правда, через 4 года его реабилитировали.