Вешали камень на шею и бросали в реку: как поступали бандеровцы с советскими военнопленными
Израильский историк Арон Шнеер (Яд-Вашем) выпустил серию фундаментальных книг под названием «Плен», они посвящены судьбе советских военнопленных. В том числе он затронул проблематику, связанную с отношением «западенцев» к советским солдатам:
Отношение местного населения к военнопленным было различным: от готовности накормить, оказать различную помощь, укрыть — до откровенной ненависти и предательства. Последнее в основном характерно для территорий, ставших советскими в 1939–1940 гг.: Западные Украина и Белоруссия, страны Балтии. Население восточной Украины и Белоруссии с большей симпатией относилось к военнопленным, бежавшим из лагерей, порой выкупало пленных, чаще помогало едой.
Неоднократно проявлялась национальная нетерпимость. А. Гулин, рассказывая о выходе из окружения, вспоминает: «Население к нам тоже относилось по-разному. Бедные, особенно солдатки, мужья которых служили в Красной армии, принимали нас хорошо и помогали по мере своих возможностей. Богатых мы избегали. Случайно оказавшись в богатой хате, старались скорей унести из нее ноги, так как хозяева могли в любой момент незаметно послать кого-нибудь за полицаями, а то и сами оказаться полицаями. Отношение к нам в ряде случаев определялось национальной принадлежностью. Часть населения недолюбливала русских и даже относилась к ним враждебно. Однажды Лука (товарищ А. Гулина — примечание автора) сказал, чтобы я говорил как можно меньше, ибо мой русский язык не всем украинцам приятен и, более того, мы, “москали”, теперь для кой-кого ненавистны. Мы чужаки здесь, даже враги. В этой связи мне вспоминается, как однажды по дороге на фронт мы заскочили в одну хату с просьбой дать напиться. Хозяйка сказала, что воды у нее нет, а на лавке стояли два ведра воды, и мы указали на них. Воды она так и не дала, сказав: «Хай вас Сталин напувает».
Хорошо была организована помощь военнопленным в Западной Украине, включенной в состав генерал-губернаторства. Правда, эта помощь предназначалась только военнопленным-украинцам. Как она осуществлялась, можно проследить по публикациям газеты "Краківський вісник", выходившей на украинском языке в Кракове в годы немецкой оккупации. Уже 3 июля 1941 г. газета сообщает (перевод с украинского):
«Согласно первым распоряжениям немецких войск, должно производиться отделение украинцев от остальных пленных. Этот факт облегчает нам возможность оказать помощь нашим родным по крови. Перед нашими комитетами помощи и делегатурами, в первую очередь перед референтами социальной опеки, ставятся большие задачи. Очень много в этой акции помощи пленным зависит от ответственных чиновников. Покажем делом, что нам близка судьба пленных украинцев, бывших воинов Красной армии, кость от кости и кровь от крови наших братьев».
И все-таки почти два года многие окруженцы или бежавшие из плена красноармейцы других национальностей находили приют у местного населения. Крестьяне использовали скрывающихся от немцев в качестве помощников, а в зажиточных хозяйствах беглецы в прямом смысле батрачили на своих хозяев. И хотя в некоторых селах многие беглецы прижились, считались почти своими, они остались чужаками. Воинствующий национализм трагически проявил себя в Западной Украине в 1943 г. после разгрома немцев на Курской дуге и начала освобождения Украины. Бандеровцы опасались, что в случае прихода Красной армии бывшие пленные, нашедшие приют в селах и хуторах, могут расконспирировать хорошо изученную ими за время пребывания на селе систему и методы действий бандеровских организаций. Поэтому последовал приказ краевого Провода (руководства) бандеровцев о массовом уничтожении всех советских военнопленных в Западной Украине. Убийства носили самый зверский характер. Только в одном Гощанском районе Ровенской области было замучено и убито около 100 пленных. Трупы погибших — а в ряде случаев и живых людей — с привязанным на шею камнем бандеровцы бросали в реку Горынь. Так были уничтожены тысячи пленных бойцов и командиров Красной армии, в том числе и украинцев из восточных районов, бежавших из лагерей и спасавшихся в селах. Этим убийством бандеровцы добились и ликвидации резервов советских партизанских отрядов.
Источник: Шнеер А. Плен. Солдаты и офицеры Красной Армии в немецком плену. — М.: «Пятый Рим», 2022