Широкоплечий и коренастый, с цепкими руками: Леонов и его бойцы-рукопашники, совершавшие самые дерзкие вылазки
Виктор Леонов родился 8 (24) ноября 1916 года в городе Зарайске Московской области в семье рабочего. В 1931 году комсомолец Леонов поступил в фабрично-заводское училище при заводе «Калибр» в Москве и спустя два года стал трудиться слесарем-лекальщиком. Виктор основательно готовился к армейской службе: посещал различные кружки ОСОАВИА-ХИМА, прыгал с парашютной вышки и окончил школу снайперов.
Вначале служил на ПЛ Балтийского флота, затем на Севере. Летом, с началом войны, пришел в разведывательный отряд Северного флота рядовым разведчиком.
18 июля 1941 года 4-й сводный разведотряд получил первую боевую задачу. Морякам-разведчикам была поставлена задача провести разведку боем и выявить силы противника в районе реки Западная Лица, у высоты Безымянной. В ходе боя разведчики уничтожили около 30 солдат и офицеров противника и шесть пулеметных точек. Был разгромлен палаточный лагерь.
В этом бою отважно сражался старший краснофлотец Виктор Леонов, который в рукопашной схватке убил немецкого офицера, захватил его оружие и документы и доставил трофеи в отряд.
Следующий рейд состоялся спустя несколько дней. Моряки-разведчики в этот раз атаковали отборных немецких егерей из корпуса «Норвегия», ветеранов Нарвика, отличившихся в ходе десантной операции на Крите. И в этом бою старший краснофлотец Леонов отличился, за что был награжден медалью «За отвагу».
Особая ценность этой медали именно в том, что получена она в первый месяц войны, когда совсем не до наград было.
29 июля 1941 года в бою по уничтожению опорного пункта противника на побережье Мотовского залива Леонов был ранен, но, несмотря на тяжелое ранение в ногу, продолжал вести бой. Его товарищам удалось в том бою захватить семь вражеских «языков».
Осенью 1942 года после излечения в госпитале Виктор Леонов вернулся в 181-й отдельный разведотряд. Вместе с авторитетом росли и мастерство и опыт молодого разведчика. В декабре 1942 года Леонову было присвоено звание младший лейтенант. Одновременно он был назначен заместителем командира отряда по политической части. Теперь он сам командовал личным составом, уходя в рейды, но всегда был примером личной храбрости и несгибаемого мужества. В боях получил второе ранение, но остался в строю.
В декабре 1943 года Николай Леонов был назначен командиром 181-го особого разведывательного отряда Северного флота, а в апреле 1944 года ему было присвоено воинское звание лейтенант.
Популярность нового командира быстро росла, а это привело к тому, что на флоте признали отряд как подразделение, способное выполнить любое сложное задание. В его рядах состояли лучшие бойцы-рукопашники, совершавшие самые дерзкие операции.
Важной составляющей успеха любой вылазки отряда в тыл врага была физическая подготовка. Вот как об этом вспоминает сам Леонов: «В часы физподготовки наше помещение действительно напоминало спортивную школу. В одном месте колдуют с лыжной мазью, в другом — демонстрируют бой невооруженного с вооруженным, в третьем — занимаются самбо или боксом. Особенно шумно и весело было вокруг качающейся доски, которую мы прозвали "трапом морского разведчика". Новичок в полном боевом снаряжении должен по такому ненадежному трапу пробежать с конца в конец. "Держись за воздух! Утонешь!" — кричат отчаянно балансирующему на таком "трапе" новичку. Когда он под общий хохот сваливался, то становился в строй "мокрых". Соревновались отделениями. У кого меньше "мокрых" — тот и победил».
Портрет Леонова хорошо показал в своих рассказах его подчиненный и товарищ по боевым походам М.А. Бабиков:
«...Облик командира, как и всякого незаурядного человека, многогранен. Короче и четче всего его характеризует само имя — командир. Такой человек призван и поставлен командовать, распоряжаться другими людьми.
Леонов широкоплечий, коренастый и плотный, довольно крепок физически, особенно цепки его длинные руки. Еще в довоенные годы он постоянно участвовал в соревнованиях по лыжам и владеет ими хорошо. Умело управляет шлюпкой. Он не хитер, но смекалист, ум у него оборотистый, быстрый. Что Леонов человек храбрый — в этом не сомневаются не только разведчики. Но храбр он не безрассудной горячей храбростью, которая присуща людям эксцентричным, несдержанным, порывистым.
В нем нет холодности, присущей людям, равнодушным к судьбе подчиненных. Он не безразличен ни к себе, ни к нам, десантникам: жить ему, как и всем нам, тоже хочется, он жизнерадостен и жизнелюбив, ради жизни мы все вместе с ним и воюем. Только с ними, с этими разведчиками силен и Леонов!».
За героизм и мужество, проявленные в боях за освобождение пос. Петсамо (ныне г. Печенга Мурманской обл.) и северо-восточных районов Норвегии присвоено Леонову звание Героя Советского Союза.
За боевые отличия при высадке морского десанта ТОФ на восточное побережье Северной Кореи Леонов награжден второй медалью «Золотая Звезда».
После войны Виктор Леонов служил в центральном аппарате ВМФ.
Источник: Козлов С.В. Исторические предпосылки создания спецназа, 1941–1945 гг. Т. 2. — М.: Русская панорама, 2013