Контекст

«Оксана — красивая молодая украинка»: как в 1942 г. судили советскую разведчицу, которая перешла в стан врага

Яков Айзенштат во время войны служил секретарем в Военных трибуналах Ворошиловградского гарнизона (Донбасс) и 12-й армии Южного фронта. Он принимал личное участие в судебных разбирательствах над коллаборационистами, которые предали Родину.   

Зимой 1941 года и в начале весны 1942 года в Донбассе стабилизировалась линия фронта. Войска 12-ой армии Южного фронта занимали оборонительные позиции. Часть Донбасса, областной центр Ворошиловград, город Ворошиловск, город Серго (Кадиевка) были в руках Красной армии, а другая часть — города Юзовка (бывш. Сталино, ныне — гор. Донецк), Макеевка — в руках немцев. Вернее, в Донбассе было больше не немецких, а итальянских войск. Разведывательный отдел штаба нашей 12-ой армии Южного фронта посылал часто через линию фронта женщин-разведчиц.

Под видом женщин, идущих из поселка в поселок для приобретения хлеба и других продуктов, эти разведчицы узнавали расположение немецких огневых точек и численность немецких и итальянских войск в различных населенных пунктах и приносили эти нужные сведения в разведотдел 12-ой армии. Среди этик разведчиц отличалась успехами Оксана — красивая молодая украинка из Макеевки. Но вскоре от другой разведчицы были получены сведения, что Оксана является двойным агентом, перевербована противником и выдает итальянцам других советских разведчиц из разведотдела 12-ой армии, которых она знает. Было проведено расследование и установлено, что ее перевербовал итальянский офицер-разведчик. Он сошелся с ней и сделал ее двойным агентом. Когда Оксана в очередной раз с разведывательными сведениями пришла в разведотдел 12-ой армии, ее арестовали.

 Мне довелось участвовать в рассмотрении ее дела в Военном трибунале 12-ой армии. Оксана обвинялась в измене. Она призналась во всем, рассказала о том, что вступила в близкие отношения с итальянским офицером. По закону и по условиям военного времени она могла быть приговорена к исключительной мере наказания — расстрелу. Но Военный трибунал учел ее молодость и раскаяние и ограничился длительным лишением свободы.

Источник: Айзенштат Я.И. Записки секретаря военного трибунала. London: OPI, 1991

Читайте также
25 января
Коммунистические лидеры всех балтийских республик после войны заснимали сходные позиции по отношению к национальным кадрам. Об этом свидетельствуют, например, попытки региональных лидеров не до пустить массовой высылки за пределы республик так называемых неблагонадежных -— участников национальных вооруженных формирований и др.
24 января
В мае 1945 г. в Молдавской ССР состоялся Дубоссарский судебный процесс, на котором судили 11 коллаборационистов. Дело рассматривала Военная коллегия Верховного суда Молдавской ССР, которая приговорила 3-х подсудимых (А.И. Деменчука, И.М. Витеза и Ф.Ф. Канцевича) к расстрелу, а остальных подсудимых к различным срокам заключения.
26 января
25 января 1945 года советские наблюдатели доложили об обнаружении значительных передвижениях немецких войск из района переднего края, и о начавшихся в Мемеле сильных взрывах.
29 января
Сразу после войны советское республиканское руководство Прибалтики часто имело довольно приблизительное представление о том, что творится в волостях, а тем более в уездах. У тех же, кому доводилось выезжать в глубинку, складывалось впечатление, что советская власть на уровне волости уже заканчивалась, да и там держалась во многом условно.