«Железный крест давай сюда, взамен ты получишь березовый»: охота советских разведчиков за немецкими «языками»
Разведчик Г.И. Никишин вспоминал об охоте за немецким «языком»:
«...Завершив свое дело, двое немцев спустились к речке. Постояли и переправились на нашу сторону. Там, внизу, стояла одинокая избушка. Смотрим, направились к ней, а у самих ни винтовки, ни автомата. Во дворе копошилась пожилая женщина, видимо, хозяйка. Увидев немцев, она убежала в сени, захлопнув за собой дверь. Вот они подошли к сеням.
Мы лежим как на иголках.
– Слюшай, матка, тофай яйки!
– Господи, боже мой! Да какие вам яйки? Кто их снесёт? Петушка-то последнего и то сожрали ваши господа, — причитала из сеней женщина.
Немцы, видимо, не поняли ее. Сорвали запор и ворвались в сени…
Мы трое спрыгнули с чердака и стрелой пустились к речке. Только подбежали к сеням, и немцы вываливаются.
— Хэнде Хох! — крикнул Буданов, и дула трёх автоматов перегородили им путь. Бросив награбленное, фрицы подняли руки.
Перед нами — два молодых здоровых парня. Два наших сверстника...
У немецкого солдата, который стоял напротив меня, светлый вьющийся чуб, голубые глаза, а на верхней, словно припухшей губе — юношеский пушок. Поднятые вверх руки дрожат. Совсем мальчишка. Я вижу, как у него от страха на висках появляются капельки пота, как они набухают и скатываются за воротник. Другой, видать, покрепче и постарше. Волосы рыжие. Лицо в веснушках. Грудь украшена Железным крестом и какими-то нашивками. Глаза бегают, как у волка, попавшего в капкан, как сумасшедший, озирается по сторонам.
— Давай, пошли…Дортхин (туда), — кивнув головой в сторону улицы, сказал Алексеев и щелкнул затвором автомата.
Рыжий перепугался, побледнел, даже веснушки растаяли у него на щеках. Он выхватил «парабеллум» и выстрелил в Алексеева. Алексеев схватился за плечо. Хлынувшая кровь просочилась сквозь пальцы и тоненьким ручейком потекла на землю.
— За что ты его, рыжая сволочь? — со злобой выдавил я и нажал на спусковой крючок. Но автоматная очередь пришлась по голубоглазому. Он попятился и опрокинулся к дощатому забору. А рыжий в одно мгновение перепрыгнул через забор. Пока я обегал вокруг дома, чтобы перехватить его, он был уже около речки. Я прицелился и выстрелил. Рыжий выгнулся и, сделав по инерции два-три шага вперед, свалился в траву.
— Взять документы, — мелькнуло у меня в голове. В кармане у рыжего была солдатская книжка, несколько писем и порнографических открыток.
— И Железный крест давай сюда, — говорю я, глядя в стекленеющие глаза фашиста, — взамен ты получишь березовый».
Источник: В.Н. Алексеев, Н.Г. Шубина. Взвод пешей разведки. — Орехово-Зуево, 2016