Контекст

Первым нацистским преступником, переданным США в СССР, стал Федор Федоренко. Он погорел на поездки в Крым

Источник изображения: Константин Дудченко/ТАСС. Военный преступник, принимавший участие в массовом уничтожении людей в фашистских концлагерях, Федор Федоренко в зале суда. Симферополь, 10 июня 1986 года

3 ноября 1973 г. в отделение комитета госбезопасности в Джанкое пришел местный житель Григорий Столетний. Выслушав его сообщение, ст. оперуполномоченный 2-го отдела УКГБ по Крымской области старший лейтенант Бахтюков предложил написать официальное заявление на имя Начальника Управления КГБ при СМ УССР.

Столетний написал, что, оказавшись в 1941 г. в немецком плену, в лагере Холм познакомился со своими земляками из Джанкоя Дорофеевым, Прохоренко и Федоренко.

«Федоренко Федора я знал ранее по довоенному периоду как жителя Джанкоя, который работал грузчиком на железнодорожной товарной станции. <…> с Федоренко в Травниковском учебном лагере СС я встречался всего два раза <…> После этого Федоренко я не встречал. Примерно 25 октября 1973 года, находясь на базаре в г. Джанкое, услышал разговор о том, что из Америки приехал Федоренко Федор. Что меня очень удивило, т.к. я ранее слышал, что он погиб. Узнав об этом, я решил его навестить и на следующий день зашел к нему. Мы сначала друг друга не узнали, потом я представился, Федоренко вспомнил, пригласил за стол, выпили по рюмке водки. Разговор проходил как воспоминание о Холмском и Травниковском лагерях. Федоренко в основном говорил о том, как он был военнопленным, о другой своей деятельности ничего не рассказывал, от разговора о жизни в США также уклонился. <…> Мне, как честному советскому гражданину, кажется подозрительным приезд Федоренко после многих лет проживания за границей СССР, наличие у него большого количества денег (купил автомашины сыновьям), а также его деятельность в немецком лагере Травники и причины, побудившие его бежать за границу. Прошу органы госбезопасности разобраться в этом».

11 ноября 1973 г. Федоренко был приглашен в КГБ для дачи объяснений по заявлению Столетнего. В объяснении Федоренко подробно описывает происходившее с ним во время войны. Рассказывая о службе в Треблинке, Федоренко подчеркивает, что нес постовую охранную службу, участие в убийствах узников концлагеря не принимал.

По словам Федоренко, он, с 1945 по 1949 г. жил в Гамбурге и работал в гараже по ремонту английских автомашин: «В 1949 г. я выехал в США и в течение года работал у фермера по фамилии Пикуль в штате Коннектикут. С 1950 года до января 1973 года я проживал и работал в г. Востербури штат Коннектикут на заводе по изготовлению проволоки в должности рабочего. В настоящее время являюсь пенсионером, получаю пенсию в размере 200 долларов. В настоящее время нахожусь в гостях у своей жены, сыновей и брата в г. Джанкое. Причиной, побудившей уехать за границу, послужило желание увидеть другие страны, а также, будучи в лагере в районе Данциг, встретил земляка из Джанкоя (фамилию не помню), который сказал, что моя семья погибла от бомбежки».

Уже 13 ноября 1973 г. в Симферополе, исполняющий обязанности начальника Управления КГБ при СМ УССР по Крымской области, полковник Беляков утвердил постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. В отношении Федоренко избирается мера пресечения — подписка о невыезде.

Однако достаточных доказательств о его личном участии в убийствах и истязаниях узников в Треблинском лагере смерти и других лагерях добыто не было, подписка о невыезде была отменена и Федоренко вернулся в США.

Тем не менее в течение трех лет с 1973–1976 г. оперативное подразделение КГБ УССР проводит расследование. В 1976 г. СССР подал прошение в администрацию президента США о рассмотрении дела Федоренко и передал ей материалы о его военных преступлениях.

Иск против Федоренко в США был возбужден в августе 1977 года. 25 июля 1978 г. Окружной суд штата Флорида под председательством окружного судьи Рутгер рассматривал поданный иск. Судья объяснил суть иска: Правительства США просит лишить Федоренко американского гражданства, полученного им в 1970 году, обвиняя его в том, что при получении визы в 1949 году он скрыл, что служил охранником в лагере смерти Треблинке во время Второй мировой войны. Кроме того, Федоренко обвиняется в совершении преступлений-зверств в Треблинке. В свою очередь Федоренко утверждал, что он, будучи военнопленным, вынужден был поступить на службу фашистской Германии. Под присягой он признался в том, что служил в лагере смерти Треблинка, в котором в газовых камерах истреблялись тысячи евреев, однако он, Федоренко, принимал участие лишь в охране лагеря. Федоренко полностью отрицал участие в совершении любых зверств в Треблинке и других местах службы. В результате суд во Флориде оправдал Федоренко за недоказанностью участия в преступлениях в Треблинке.

Следствие тем не менее было продолжено.

21 июня 1981 г. Верховный Суд США отменил оправдательный вердикт. Федоренко был взят под стражу, лишён американского гражданства и в декабре 1984 г. он был депортирован из США, приехал в СССР и поселился в Джанкое. Почти год его никто не тревожил.

В ходе следствия уже советская сторона попросила американцев поделиться материалами процесса в США. Эти документы были предоставлены через МИД Прокуратуре СССР.

15 ноября 1985 г. Федоренко приглашен в КГБ и задержан. На первом допросе Федоренко предъявил паспорт гражданина СССР, выданный ему горотделом внутренних дел Джанкойского горисполкома 10 июля 1985 года.

Открытый судебный процесс над 79-летним Федоренко проходил с 10 по 19 июня 1986 г. в Симферополе. Свидетели показывали, что он лично участвовал в экзекуциях над евреями и «гнал их палками до самой душегубки», а также отбирал у них ценности. Федоренко был приговорен к расстрелу. Он подал кассационную жалобу в Верховный Суд СССР, но в помиловании ему было отказано. О казни Федоренко было сообщено 28 июля 1987 г.

Это был последний процесс над нацистским преступником в СССР.

Источник: Шнеер А. Казус Федоренко. Зигзаги следствия 1973–1986 гг. // ПРОФЕССИЯ — СМЕРТЬ.

Читайте также
28 октября
Формирование подразделений, состоящих из коллаборационистов, на территории Эстонской ССР началось осенью 1941 года. Уже в сентябре первые эстонские охранные подразделения приступили к несению службы.
29 октября
В начале 1971 года в Управление КГБ по Гродненской области пришло официальное письмо из Москвы, в котором запрашивалась информация о 118-м батальоне шуцманшафта и его деятельности. КГБ принялся изучать архивы в БССР: государственный, а также местные архивы в Гродненской, Брестской, Львовской и Киевской областях.
30 октября
Осенью 1944 г., после того как Красная армия прошла по территории Прибалтийских государств, десятки тысяч эстонцев, латышей и литовцев ушли в лес —пишет британский историк Кит Лоу.
31 октября
Первоначальный тон писем немецких солдат из-под Сталинграда был бравый. Немецкая армия, несмотря на большие потери, продвигалась вперед. Казалось, еще немного — и город на Волге падет.