Самое опасное советское оружие во время Великой Отечественной — по версии немецких солдат и генералов
Готтфирд Эверт, лейтенант, 1921 г.р.
«Самым опасным русским оружием был, без сомнения, танк Т-34. Впервые мы их увидели в ноябре 1941-го года. До этого мы сталкивались только с легкими танками и тяжелыми КВ. В ноябре 1941-го года пришли первые Т-34, и это было для нас очень неприятно, потому что против них мы ничего не могли сделать.
В пехотном полку был один взвод пятисантиметровых противотанковых орудий, но даже они Т-34 спереди не пробивали. Это был танк, который до 1944 года тотально превосходил все типы наших танков.
Даже Т-4. С Т-34 мы мог справиться только 8,8 сантиметров Флак. Т-34 был превосходный танк, без каких-либо сомнений. У него был очень большой радиус действия, дизельный двигатель. На одной заправке он мог проезжать 500 км! Для танковых прорывов он был идеален. Потом, когда мы получили Пантеры и Тигры, им стало хуже. Пантеры и Тигры пробивали танки всех типов».
Немецкий генерал Гюнтер Блюментрит в своих воспоминаниях после Второй мировой войны писал о том, что в сражениях под Москвой немцы впервые в полной мере почувствовали на себе, что такое советский танк Т-34:
«И вдруг на нас обрушилась новая, не менее неприятная неожиданность. Во время сражения за Вязьму появились первые русские танки Т-34. В 1941 г. эти танки были самыми мощными из всех существовавших тогда танков. С ними могли бороться только танки и артиллерия. 37-мм и 50-лш, противотанковые орудия, которые тогда состояли на вооружении нашей пехоты, были беспомощны против танков Т-34. Эти орудия могли поражать лишь русские танки старых образцов.
Таким образом, пехотные дивизии были поставлены перед серьезной проблемой, в результате появления у русских этого нового танка пехотинцы оказались совершенно беззащитными. Требовалось по крайней мере 75-мм орудие, но его еще только предстояло создать.
В районе Вереи танки Т-34 как ни в чем не бывало прошли через боевые порядки 7-й пехотной дивизии, достигли артиллерийских позиций и буквально раздавили находившиеся там орудия. Понятно, какое влияние оказал этот факт на моральное состояние пехотинцев.
Началась так называемая "танкобоязнь"».
Источник: Московская битва. Генерал Гюнтер Блюментрит // Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1998; Драбкин А. Я дрался в Вермахте и СС. Откровения гитлеровцев. – М.: Яуза, 2015