«Напоили чаем со снотворным»: в 1952 г. в Белорусской ССР был задержан американский шпион, который писал письма собственной кровью
Российский историк спецслужб Александр Иванович Колпакиди пишет:
«Белорусские чекисты не отрицают, что им приходилось сражаться с более опасными врагами, чем коллаборационисты и студенты. Так, на территории республики в первые послевоенные годы иногда появлялись члены национальных антисоветских белорусских организаций — эмиссары зарубежных спецслужб. Среди них самый известный и результативный Янка (Иван) Филистович. На территорию Белоруссии он был выброшен с парашютом 9 сентября 1951 года недалеко от родной деревни. На протяжении года нелегал собирал сведения, свободно передвигаясь по республике.
На суде он рассказал, что «изучал топографию, учился пользоваться компасом, определять координаты, разжигать костер. Учился прыгать с парашютом, тренировался в стрельбе. Много читал — советские газеты и журналы, литературу… Мы все мечтали тогда, что вот-вот начнется война, и необходимо, чтобы у Беларуси были подготовленные кадры, чтобы заменить большевистскую власть».
Янка Филистович совершил несколько поездок в Вильнюс и Гродно. Он работал один — до тех пор, пока не узнал о существовании банды Сергея Микулича, действовавшей в том же районе… где сам проживал. Вот такая поддержка местных жителей. В лесах действует антисоветская группа уголовников, называющих себя повстанцами и борцами с советской властью, а он о них ничего не знает. А может, просто не было других кадров для повстанческого движения. Шестеро бандитов, бывших полицейских, скрывавшихся от справедливого наказания за свои деяния, признали лидерство «американского шпиона».
Командир составил текст присяги вступающих «в ряды белорусских национально-освободительных сил», пытаясь заставить жить по принципам дисциплины и конспирации.
Американского шпиона обнаружили не местные чекисты, а московские. Согласно официальной версии, они перехватили одно из его писем и начали розыск. Интересно, что адресованные за рубеж послания, где указывал месторасположения аэродромов, численность воинских частей и другую секретную информацию, он писал… собственной кровью.
Прокалывал палец, несколько капель крови разбавлял водой и этим составом вписывал текст между строк обычного письма, после чего сушил бумагу на солнце либо над огнем.
Операция по ликвидации «вооруженной бандитской группы под руководством американского шпиона Филистовича Ивана Андреевича» или, как он ее сам гордо именовал, «Национально-освободительные вооруженные силы» была проведена в ночь с 4 на 5 сентября 1952 года в лесу к западу от деревни Сомали. Один из бандитов попытался оказать сопротивление, но был обезврежен и остался жив. Другому повезло меньше — погиб во время задержания. Спрятавшись в засаде, сотрудники МГБ ждали появления Янка Филистовича, который с двумя бойцами отправился в деревню за едой.
Операция по их задержанию прошла крайне неудачно. Двое бандитов погибли, а сам Иван Филистович сумел вырваться. Пять суток он скрывался, пытаясь добраться до Гродно и перейти границу с Польшей по заранее оговоренному с американской разведкой «коридору». Это было нелегко: количество военных, сотрудников МГБ и МВД, стянутых к месту нахождения шпиона, позже позволило Янки Филистовичу отметить на суде, что «местные жители не могли выбраться в соседнюю деревню». Да и чекистам 9 сентября 1952 года его выдал один из его школьных приятелей. Пустил в дом, накормил ужином и напоил чаем со снотворным.
Источник: Колпакиди А. И. Ликвидаторы КГБ. Спецоперации советских спецслужб 1941—2004. — М.: Яуза: Эксмо, 2004