В настоящее время известно около 260 захоронений погибших на территории Эстонии в 1941–1944 гг. В них погребены военнослужащие Красной Армии, а также советские военнопленные и перемещенные лица. Кроме того, в республике найдено около 20 братских могил репрессированных — жертв нацизма, среди которых было немало и русских людей.
Большая часть захоронений находится в северной Эстонии и на острове Сааремаа, однако самые многочисленные из них — на юге страны.
Много советских воинов погребено в братских могилах, расположенных на кладбищах, в населенных пунктах или вблизи дорог, есть братские и индивидуальные захоронения, находящиеся вдали от населенных мест. Военнопленных и жертв нацизма хоронили, как правило, в больших братских могилах, некоторые из которых обозначены лишь условно (в случаях сожжения тел, засыпки их терриконом). Могилы воинов, павших в оборонительных боях 1941 года, немногочисленны. Вероятно, подавляющая их часть была погребена прямо на поле боя, и впоследствии место захоронения не было определено.
Основные потери в наступательных боях 1944 года Красная Армия понесла в северо-восточной и южной Эстонии, а также на острове Сааремаа.
По приблизительным подсчетам, согласно источникам советского периода, на территории республики в ходе Второй мировой войны было захоронено около 110 тысяч воинов и военнопленных, а также до 15 тысяч гражданских лиц.
В 1941 году наиболее тяжелые бои в Эстонии развернулись на пути продвижения немецких войск с юга на север — к ключевым городам, затем — к берегу Финского залива и Нарве. Позднее ожесточенные сражения шли на дорогах к переправам, а также на самих островах (Муху, Сааремаа, Хийумаа).
Братские военные захоронения этого периода находятся в основном вблизи Пярну, Пайде, Пыльтсамаа, Тарту, на дальних и ближних подступах к Таллину и берегу Финского залива (в районе Раквере-Кунда), а также на островах Муху и Хийумаа.
Ни один источник не указывает мест захоронения советских воинов, относящихся к 1941 году на Сааремаа. При длительной обороне острова его многотысячным гарнизоном это может означать, вероятно, только утрату месторасположения этих могил ко времени возвращения сюда в 1944 году советских войск.
В 1944 году при освобождении Эстонии от нацистских оккупантов наиболее масштабные бои шли на оборонительных линиях «Пантера» (под Нарвой), «Танненберг» (под Синимяэ), на юго-востоке республики (в районе Выру-Валга), около Тарту и на Сааремаа. Следы этих боев — братские могилы советских воинов.
Архитектурные и пластические решения памятников на могилах тех, кто отдал свои жизни во Второй мировой войне, обычно определялись взглядами на монументальное искусство в период создания этих ансамблей.
Так, в конце 40-х годов прошлого века, как правило, возводили плитняковые пилоны с лаконичным декором и скупыми скульптурными элементами. Примеры тому — памятники в Таллине, Виру-Нигула и в некоторых других населенных пунктах.
Признанным достижением в монументальном искусстве Эстонии того периода и наиболее широко известным стал «Монумент освободителям» в Таллине.
В 50-х годах в основном строились монументы в стиле так называемого «советского неоклассицизма» с элементами арт-деко (памятники-колонны в Раквере, Пикасилла). В 60–70-е годы стали возводить экспрессивные скульптурные композиции, несущие антивоенную символику (памятники в Лемматси, Раади); в последующие годы — небольшие, скромно оформленные памятные камни.
В 1965–1975 гг. на территории республики созданы крупные мемориалы в Техумарди (Сааремаа) и в районе Маарьямяэ (Таллин). Последний был также посвящен революционным событиям, уже много лет он заброшен и постепенно разрушается.
Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010