Контекст

«Эти людоеды имеют здоровый вид»: «марш позора» пленных немцев в Киеве в 1944 году


16 августа 1944 г. в Киеве состоялся «марш позора». По улицам города прошла колонна немецких военнопленных в количестве 37 тыс. человек. Во время движения немцев все улицы, окна и балконы домов были заполнены местными жителями. По подсчетам советских военных, 170 тыс. киевлян пришли посмотреть на «бравых» немецких вояк, обещавших захватить весь Советский Союз, а вместо этого оказавшихся в плену.

В июле 1944 г. в Москве уже провели многотысячную колонну немецких военнопленных, кинохроника этого события была распространена не только по всей стране, но и за рубежом, имела очень сильный эмоциональный эффект. Тогда же Никита Хрущев лично попросил разрешения Сталина на аналогичный марш в столице Украинской ССР.

Колонны военнопленных проходили по чуть расчищенным от руин улицам Киева в течение пяти часов — с 10 утра до 15 часов дня. Общая длина маршрута по городу от места сосредоточения к месту загрузки в эшелоны составила 21 километр.

«Марш позора» символично начинался с ул. Мельникова (сейчас ул. Юрия Ильенко), находящейся рядом с местом массовых расстрелов в Бабьем Яру. 

Движение колонны сопровождала городская милиция и более тысячи солдат конвойных войск НКВД. 

После завершения движения пленных погрузили в 13 железнодорожных эшелонов. 19 тыс. участников «марша» были отправлены на шахты Донбасса, 5 тыс. — в Запорожье на предприятия Наркомчорнмета и Наркомата авиационной промышленности, а еще 4,5 тыс. немцев направили в Николаев восстанавливать порт и судостроительный завод. Почти 5 тыс. военнопленных остались в Киеве, где были заняты на работах по восстановлению разрушенного войной города.

Служебная записка под грифом «Совершенно секретно», отправленная на имя Лаврентия Берии:

«При прохождении военнопленных мимо госпиталей со стороны бойцов, находившихся на излечении, а также инвалидов Отечественной войны имели место многочисленные попытки проникнуть через оцепление и нанести удары костылем, камнем и палкой четырем военнопленным, однако особого вреда они им не причинили. Одна женщина, приблизившись к колонне, плюнула немецкому офицеру в лицо. Эти действия сопровождались одобрительными возгласами. Население проявляло чувство глубокой ненависти и отвращения к гитлеровцам: «Смерть Гитлеру!», «Довоевались!», «Смерть фашизму!», «Позор убийцам!» и т.д. Внешний вид военнопленных вызывал среди населения взрывы смеха».

Из воспоминаний Галины Семеновны Ляшенко:

«В августе 1944 года в Киев под конвоем доставили несколько тысяч немецких военнопленных. Помню, что это была среда: я с подругой находилась у завода "Артема". Еще издалека мы увидели длинную колонну людей, одетых в серую, «мышиного» цвета форму. Колонну по краям защищала цепь солдат и милиционеров. Но редко кто из киевлян бросался на беззащитного, еще вчерашнего врага. Обычно всё ограничивалось негодующими криками и насмешками».

Санитарка поликлиники Власова, стоя на улице, говорила другим женщинам: «Единственным моим желанием в этот час было бросить в них бомбу. Ведь сколько несчастных отцов и матерей смотрят на тех, кто убивал их детей и грабил».

Бухгалтер треста Укрфарфорофаянс Пиковская говорила: «Эти людоеды имеют здоровый вид. Я вспоминаю, как вели по улицам Киева пленных красноармейцев. Хотя они были похожи на мертвецов, раздетые, голодные и босые, но зато в каждом лице чувствовались сила и ненависть. А эти идут как стадо баранов. Где их прежний фасон».

Стенографистка Наркомместпрома УССР Гоман заявила: «Приятно смотреть на колонны укрощенных хищников, которым оторвали когти и посадили в клетку. Ведь они с нами обращались как с собаками. Жаль, что нельзя плюнуть в физиономию этим "освободителям"».

Один старик кричал вслед проходившей колонне военнопленных: «Собаки, смотрите и дрожите, русские люди не рабы. Мы живы, мы покажем вам, грабители!»

Член-корреспондент Академии наук УССР Соколов сказал: «Я сравниваю это зрелище с виденным мною в 1941 году, когда немцы вели советских военнопленных. Считаю, что наши неправильно поступают, допуская такое хорошее отношение к фрицам».

Один рабочий сказал: «Они наших раненых рысью гнали, а мы эти морды накормили, шажком водим, караул выстроили. Я бы с ними не цацкался, а платил бы десятерицей». На это одна женщина ответила: «Русский человек быстро обиды забывает».

Освобождение Киева
Освобождение Киева

Источник: Дюков А. Р. За что сражались советские люди. — М.: Яуза, Эксмо, 2007; Киевские истории