Контекст

«Плохо прикопали туалет»: как советские спецподразделения находили бункеры бандеровцев

Одна из инструкций бандеровцев гласила: «…Каждый подпольщик должен знать правила конспирации, как солдат — устав полевой службы. Подпольщик должен жить под землей». Систему тайных убежищ начали создавать еще в 1944 году в ожидании прихода советских войск, а к 1950-м годам она «опутала» всю Западную Украину.

Схроны бывали разных видов: склады, пункты радиосвязи, типографии и казармы. Строились они по принципу землянок с той разницей, что вход был замаскирован. Как правило, «дверью» в схрон служил пень или ящик с землей, в который сажали молодое дерево. Вентиляцию выводили через деревья.

Для создания подземного бункера на территории села или деревни боевикам приходилось быть более изобретательными. Вход в укрытие они маскировали под кучи мусора, стога сена, собачьи будки и даже могилы. Бывали случаи, когда путь в убежище пролегал через действующий колодец.

На первых порах выявлять схроны сотрудникам советских спецслужб было непросто. Но со временем они научились доставать противника в буквальном смысле из-под земли.

Во время масштабных облав солдаты искали их с помощью двухметровых щупов и служебных собак. Зимой на восходе или закате солнца обнаружить подземное логово можно было по еле заметной струйке воздуха, колеблющейся на морозе.

Дмитрий Федорович Капранов, служивший после войны в Западной Украине, вспоминает:

«Как-то раз привычно подошли к лесу, растянулись по опушке цепочкой на зрительную связь и начали прочес. И где-то, возможно, метров через сто, не больше, ко мне бежит солдат Бузин. Оказывается, он ногой влетел в ямку. Небольшая такая ямка, но очень занятная — с человеческим калом.

А вот это с их стороны уже прокол! Понятно, что с села в лес носить не будут. И если этого кала там так много, то это первый признак, что где-то рядом схрон. Получается, они в ведре выносили, здесь немножко прикопали и дерном замаскировали. Но тут, конечно, они обмишурились. Если бы хорошо закопали, то черта с два бы мы нашли.

И буквально там немного прошли, как по нам открыли огонь.

Вот опять же, они, может быть, повторно ошибку совершили. Начали стрелять и тем самым обнаружили себя. С другой стороны, мы бы просто так, конечно, уже не ушли.

В общем, они ударили по нам, а мы повели ответную стрельбу. Постепенно определили, откуда они бьют, обложили кольцом.

Они стали высовывать из люка руку с автоматом и лупить наугад в нашу сторону длинными очередями. Потихонечку вместе с Башкировым начали подбираться…

Достаю гранату и ползу дальше. А вот он! Вижу — люк, открытый. Башкирову еще крикнул: «Держи их, чтоб никто не высунулся!»

Я сам левша, а в тот раз взял РГД в правую руку. Но ничего, попал точно, прямо в люк. Конечно, взрыв там, все затихло. Все четверо погибли.

Мы в этом «схроне» нашли что-то связанное с английской или американской разведкой. Какая-то специализированная литература на английском языке».

*ОУН-УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Схрон
Схрон

Источник: Смоляков С.Н. Я дрался с бандеровцами. — М.: Яуза, 2017; Российская газета