Контекст

Ни один не ушел от возмездия: какова была судьба командиров «лесных братьев»?

 После войны в стане «лесных братьев» сформировалось боевое крыло, сторонники активного сопротивления стали именовать себя «Движением борцов за свободу». Признанным лидером движения стал руководитель одного из региональных объединений «лесных братьев», бывший капитан литовской армии Ионас Жемайтис. В ноябре 1948 г. на встрече командиров «лесных братьев» запада и востока Жемайтис был избран руководителем всех вооруженных сил.

В начале 1949 г. впервые состоялась встреча лидеров «лесных братьев» всех районов. Она длилась 10 дней — с 10 по 20 февраля. На этой встрече было провозглашено создание новой подпольной повстанческой организации ЛЛКС — Литовского движения борном за свободу (LLKS — Lietuvos Laisves Kovos Sajudis). На встрече обсуждались цели, принципы и перспективы движения, а также практические вопросы, связанные с военным обучением партизан, обрезыванием, ведением пропагандисткой работы и т. д. Тогда же было оговорено, что руководящими органами ЛЛКС станут совет и его президиум.

В заявлении ЛЛКС, обнародованном 16 февраля, в день независимости Литвы, объявлялось, что Совет ЛЛКС является «высшей политической властью нации», руководит борьбой за свободу, а после окончания оккупации его задача будет заключаться в формировании временного правительства Литвы и проведении демократических выборов.

В одном из программных документов ЛЛКС было также заявлено, что «Литва с 15 нюня 1940 г. находится на военном положении». Соединения «лесных братьев» объявлялись силами обороны Литвы. Тогда же был избран Президиум Совета ЛЛКС. Его главой стал Ионас Жемайтис, представляющий группировки «лесных братьев» запада. От южных группировок в Президиум был избран Адольфас Раманаускас, от восточных — Юозас Зибайла. Еще один из командиров Юозас Лукша — отвечал за налаживание связей ЛЛКС с внешним миром, был своего рода полномочным представителем ЛЛКС на Западе.

Таким образом была создана единая организационная структура движения сопротивления, однако осуществлять свою координирующую функцию в полном объеме эта структура так и не смогла. Движение «лесных братьев» в Литве к тому времени уже прошло свою высшую точку, и их активность заметно ослабла. Налаживание широкой агентурной сети и укрепление советских органов па местах серьезно затрудняли коммуникацию внутри сил националистов. Совет ЛЛКС практически не собирался. В марте 1950 г. Президиум ЛЛКС разделился на три территориальные секции — для обеспечения более оперативного руководства движением «лесных братьев». 

Специальные подразделения МГБ целенаправленно занимались поиском и изоляцией лидеров повстанцев. Ю. Лукша был убит в результате спецоперации в октябре 1950 г., после того, как он вернулся из США. В начале 1953 г. погибли Ю. Зибайла и несколько других командиров националистов. В мае 1953 г. в своем бункере был арестован и переправлен в Москву И. Жемайтис. Его расстреляли в ноябре 1954 г. Дольше других удалось продержаться на свободе А. Раманаускасу — он был арестован в 1956 г. и расстрелян в ноябре 1957 г. Последние аресты проходили уже после того, как «лесные братья» фактически сложили оружие: приказ о прекращении вооруженного оправления А. Раманаускас отдал еще в 1952 г.

Литовские «лесные братья» — единственные из «лесных братьев» Прибалтики, кому удалось создать организацию, руководящую деятельностью вооруженного подполья в национальных масштабах. Националистическое движение в Латвии и Эстонии не обладало ни человеческим, ни организационным ресурсом, сопоставимым с литовским.

Источник: Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль. — М.: РОССПЭН, 2008


Читайте также
30 января
Движение «лесных братьев» в советской Прибалтике было разгромлено в первой половине 1950-х годов. Тем не менее отдельные группы повстанцев продолжали скрываться в лесах и на отдаленных хуторах. С представителями советской власти они уже не воевали, а вся их «партизанская» активность сводилась к игре в прятки. Этому способствовали глухие прибалтийские пущи и помощь части местных жителей, симпатизировавших «лесному братству».
1 февраля
Прошло почти 60 лет с той поры, как в селе Дидейи Жалимай Крятингского района в усадьбе семьи Друнгиласов прогремели выстрелы. Тогда советская пресса о событиях 15 июля 1965 г. традиционно промолчала, но среди местных жителей прошли слухи, что погиб скрывавшийся там ещё с послевоенных лет полицай.
1 февраля
Россия и Беларусь договорились, что школьники и студенты двух стран будут учиться по единым учебникам истории. Об этом заявил посол РФ в Минске Борис Грызлов.
2 февраля
Уроженец Львовщины Степан Лысык застал как непростое военное лихолетье, так и тяжелый период становления советской власти в послевоенном в «бандеровском крае»