Контекст

«Чертова высота»: немцы считали ее неприступной, а советские саперы взяли за 12 минут

Говорят, что на войне всякое бывает... Но среди этого «всякого» могут быть явления редкие и выходящие из привычного ряда. К таким можно отнести один из боевых эпизодов на Ленинградском фронте: в ночь на 12 августа 1943 года отдельный инженерный батальон штурмовал одну из самых грозных Синявинских высот — вспоминал командир 106-го отдельного моторизованного инженерного батальона Иван Иванович Соломахин.

Бои за Синявинские высоты не прекращались с января 1943 г., когда была прорвана блокада Ленинграда. Но все попытки наших частей овладеть ими не имели успеха. Главной причиной неудач были трудные условия местности и сильно укрепленные позиции гитлеровцев на высотах.

Наши войска занимали оборону на болотах, изрезанных глубокими канавами и торфяными выработками, где нельзя было отрыть даже мелкие траншеи — они тотчас заполнялись водой. Все участки местности хорошо просматривались противником с высот и подвергались непрерывному обстрелу.

В то же время Синявинские высоты были хорошо подготовлены к обороне, фашисты считали их неприступными. Они возвышались над болотами на 25–30 метров и были обращены к нам обрывистыми скатами, изрезанными оврагами. 

Ключевыми в системе обороны противника были два особенно прочных опорных пункта. Один из них седлал разветвление железной дороги, другой располагался на высоком холме. Эту высоту называли по-разному — 45,0, Безымянная, Бараний лоб, но чаще всего «Чертова высота». На ней располагались основные наблюдательные пункты врага. Отсюда были отлично видны не только болота, но и просторы Ладоги и часть Невы; отсюда враг корректировал огонь артиллерии по позициям наших войск и путям, связывавшим Ленинград с Большой землей…

Я изложил командованию основные пункты организации внезапной ночной атаки без предварительной артиллерийской подготовки. Подчеркнул, что потребуется усилить батальон средствами связи, заменить винтовки автоматами. Потребуется также время на тренировки личного состава.

Сразу и твердо решили идти на штурм без шинелей и противогазов, но с плащпалатками. У каждого автомат, на ремне водолазный нож, три ручные гранаты и фляга с крепким чаем. В глубоких и тесных траншеях вести рукопашный бой ножами и автоматами трудно: ножом не достанешь, из автомата можно своих пострелять. О штыках и думать нечего — не развернуться. Кто-то предложил использовать для рукопашного боя малые саперные лопаты. Попробовали, и оказалось, что удара такой лопатой не выдерживает ни одна каска. Начальник подвижной авторемонтной мастерской техник-лейтенант Я. Шкловский предложил их заточить и сделал это мастерски. Так появилось эффективное оружие для рукопашных схваток.

В полночь 12 августа 1943 г. цепи саперов покинули передний край и растворились в темноте. За ними двинулась и штабная группа. Ночную тишину нарушали редкие разрывы снарядов и мин да короткие очереди автоматов и пулеметов. Пули со свистом летели над ползущими саперами. То и дело местность освещалась ракетами. Для движения можно было использовать только паузы между их вспышками…

…Трудно описать панику, охватившую фашистов; с искаженными страхом лицами, многие в нижнем белье (даже на передовой захватчики спали с удобствами), они пытались спастись бегством. В траншеях их били лопатами, наверху косили автоматными очередями. Многие из них нашли свой конец в блиндажах и «лисьих норах». Даже в крайне невыгодной для них ситуации мелкие группы врага оборонялись отчаянно.

...На старшего сержанта Виктора Феофанова напали два здоровенных гитлеровца и пытались его задушить. Виктор успел одного сбить с ног ударом в живот, второго прикончил подоспевший ефрейтор Александр Мартьянов. Солдат первой роты Топорков был сбит с ног. Навалившийся на него фашист ударил Топоркова ножом — к счастью, нож скользнул по лопатке. Пробегавший мимо парторг роты старший сержант Л. Н. Соловьев прикончил фрица, а Топоркова отправил на перевязку. Принятый перед боем в партию сапер Петр Форощенко заметил, как залегший за камнем фашист целится в идущего по траншее офицера. Он резко столкнул командира в приямок и швырнул в гитлеровца гранату...

Вражеский опорный пункт на Чертовой высоте был взят саперами всего за двенадцать минут. При этом была захвачена паутина траншей около 400 метров по фронту и 350 метров в глубину. Более 200 гитлеровцев было убито, 120 захвачено в плен. Инженерный батальон потерял 16 человек убитыми и 26 человек ранеными.

Обойдя занятые позиции и убедившись, что батальон готов к отражению контратак, я доложил по радио командиру 128-й стрелковой дивизии о выполнении поставленной задачи. На горизонте пробивались лучи восходящего солнца. Наступило утро 12 августа 1943 года.

Как стало известно позже, командир 61-й немецкой пехотной дивизии, оправдываясь перед командующим 18-й армией Линдеманом, доносил, что высоту атаковали два полка какой-то специальной «болотной дивизии» русских.

Источник: Соломахин И.И. Штурм «Чертовой высоты» // Инженерные войска города-фронта. — Л.: Лениздат, 1979

Читайте также
21 августа
Первые бомбежки и обстрелы дорог приучили к маскировке, и маскировались в эти дни быстро и ловко— писал известный советский военный корреспондент Константин Симонов. Нам рассказали, что сбито два немецких бомбардировщика и захвачен летчик. Насколько я понял из разговоров, здесь это был первый пленный летчик за войну
21 августа
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
21 августа
Молдавские власти пытаются препятствовать проведению торжественных мероприятий, посвященных 80-летию освобождения республики от фашизма, заявил руководитель национального координационного комитета «Победа» Алексей Петрович.
22 августа
Жамбыл Ешеевич Тулаев родился в 1905 году в Бурятии. Детство его прошло в Тункинской долине, где каждый взрослый был охотником. Жамбыл — не исключение.