Контекст

Немецкий полковник: «Если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир»

17 июля 1941 года. Отступая, артиллеристы оставили у моста через реку Добрость на 476 километре шоссе Москва – Варшава орудие с расчётом из двух человек с задачей задержать танковую колонну. Одним из номеров расчёта стал старший сержант, 19-летний мальчишка из Орла Николай Владимирович Сиротинин.

«Сорокопятка» была замаскирована на холме в густой ржи; позиция позволяла хорошо просматривать шоссе и мост. Когда на рассвете показались колонна немецкой бронетехники, Сиротинин подбил вышедший на мост головной танк, а затем — замыкающий колонну бронетранспортёр, тем самым создав пробку на дороге. Напарника, который получил серьезное ранение, старший сержант отправил к своим, а сам остался, поскольку при пушке оставалось значительное количество неизрасходованных снарядов.

Немцы предприняли попытку расчистить затор, но орудие продолжало метко разить врага. 

Бой продолжался два с половиной часа, за это время было уничтожено 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров. Когда кончились снаряды, Сиротинин отстреливался из карабина.

Запись в дневнике обер-лейтенанта 4-й танковой дивизии вермахта Хенфельда:

 «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. 

Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок.

Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?».

В 1960 году Николай Сиротинин был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, который хранится в Минском музее.

Источник: Сульдин А. В. 17 июля 1941 года // Великие герои Великой войны хроника народного подвига. 1941–1942. — М.: АСТ, 2015

Читайте также
2 сентября
2 сентября отмечается 79-я годовщина завершения Второй мировой войны. Последние события на международной арене демонстрируют, что ряд стран забывает ее важнейшие уроки. Коллективный Запад начал ломать созданный странами-победительницами мировой уклад еще в конце 1980-х годов, а теперь, столкнувшись с возмущенной реакцией Москвы, изображает недоумение и пытается обвинить во всех проблемах РФ. Один из самых «проблемных» участков в этом смысле — Прибалтика. Местные политические элиты «переписывают» прошлое и активно расшатывают международное равновесие, не задумываясь над тем, что история — жестокий учитель. Попытки предать забвению ее уроки могут обойтись очень дорого.
3 сентября
Сержант Дмитрий Яблочкин на фронте совершал диверсионные рейды в немецкий тыл. Каждый такой рейд — все равно что поход «на тот свет». Каждое возвращение — все равно что воскрешение из мертвых.
2 сентября
Уже в 1930-е годы высший командный состав НКВД СССР осознал, что лидеры украинского националистического движения представляют реальную угрозу не только гражданскому населению, но и советской государственной системе. С тех пор руководители советских спецслужб основательно взялись за бандеровцев, ликвидировать которых было не так просто. Каждая операция по их устранению тщательно и кропотливо готовилась, зачастую результата удавалось добиться только после целой серии неудач.
4 сентября
Под Днепропетровском жители города рыли противотанковые рвы, когда появились немецкие мотоциклисты. Немцы устроили настоящую охоту на разбегавшихся по полю людей. Многие, как студентка днепропетровского театрального училища Фрума Ицкович, не успели убежать.