«Пожалуйста, не стреляйте! Не стреляйте!»: трагедия Перл-Харбора — американцы сбивали свои самолеты
7 декабря 1941 года в результате внезапного нападения Японии на Пёрл-Харбор (Гавайские острова) американскому флоту был нанесен значительный урон, а политический авторитет США серьезно пошатнулся. Неразбериха, возникшая в результате внезапного налета японской авиации, привела к тому, что американцы сбивали свои собственные самолеты. Уже как полчаса продолжался бой. А тем временем к Пёрл-Харбору приближались двумя группами 19 американских самолетов с авианосца «Энтерпрайз». Корабль находился в 200 милях прямо к западу от Оаху и должен был прийти позднее.
Как обычно, авианосец выслал вперед патрульные самолеты, которые, завершив полет, должны были приземлиться на аэродроме Уиллер. Лидер — торпедоносец командира группы Б. Янга. Вместо стрелка заднюю кабину занимал офицер из штаба адмирала Хэлси, вооруженный не пулеметом, а портфелем с секретными документами о выполненной миссии «Энтерпрайза» — доставке истребителей на остров Уэйк. Около 8.30 торпедоносец Янга подлетал к Пёрл-Харбору. Впереди стена разрывов зенитных снарядов.
Янг подивился воскресным учениям, да еще в районе базы, но, решил он, зенитчики знают лучше, примут меры предосторожности и не поразят свой самолет. Он без колебаний направился к аэродрому.
Офицер в задней кабине был заворожен — армейский самолет, как он было решил, зашел в хвост, от него «быстро полетели как бы сигаретные окурки». Проследив их направление, он замер — от «окурков» посыпались кусочки алюминия с крыла.
Самолет проскочил торпедоносец, на крыльях и фюзеляже — красные круги... Янг понял и резко бросил торпедоносец на снижение через трассирующие очереди американских пулеметов и разрывы зенитных снарядов. Историограф «Энтерпрайза» зафиксировал: «В отчаянные секунды между нападением и посадкой не было времени предупредить эскадрилью, уже подходившую к острову. Когда Янг нажал на тормоза и его торпедоносец замедлил бег по аэродрому, матрос на летном поле навел на него пулемет. В этот кровавый час он уже забыл, что в Пёрл-Харборе могут быть самолеты, не домогающиеся его смерти. Пулеметную очередь по самолету предотвратил какой-то летчик, бросившийся на моряка с увесистым камнем в руке».
В эти минуты репродукторы на «Энтерпрайзе» донесли крик пилота другого торпедоносца: «Пожалуйста, не стреляйте! Не стреляйте! Это свой самолет!». Пять самолетов с «Энтерпрайза» были сбиты усилиями как японских самолетов, так, по-видимому, и американских зенитчиков.
Печальная участь авиагруппы Янга малопонятна, с ней расправились почти через час после того, как с Гавайев предупредили корабли в море о том, что на Пёрл-Харбор налетела японская авиация. Утверждают, что по получении предупреждения адмирал Хэлси на борту «Энтерпрайза» отреагировал перед отвечавшим за связь: «Боже мой! Они стреляют по моим ребятам. Но почему бравый адмирал не приказал оповестить Янга, которому оставалось полета до Пёрл-Харбора не менее получаса?
Источник: Яковлев Н.Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. — М.: Политиздат, 1988.