Российский историк Виталий Николаевич Маслов пишет:
Уже в первый год войны с Германией в СССР существовали планы разделить Восточную Пруссию, но первоначально намеревались присоединить к Литовской ССР небольшую часть этой немецкой провинции. Потом появилось предложение передать советскому государству Кенигсберг и прилегающие территории на 20 лет. Вопрос о переходе к СССР части Восточной Пруссии решался на Тегеранской и Потсдамской конференциях антигитлеровской коалиции в 1943 и 1945 гг., рассматривался в переписке главы советского государства И. В. Сталина и премьер-министра Англии У. Черчилля.
Так, в письме, полученном в Москве 1 февраля 1944 г., Черчилль сообщил, что в беседе с представителями польского правительства в Лондоне он «не коснулся вопроса о Кенигсберге». В ответном послании 4 февраля Сталин подчеркнул: «Мы претендуем на то, чтобы северо-восточная часть Восточной Пруссии, включая порт Кенигсберг как незамерзающий порт, отошла Советскому Союзу. Это единственный кусочек германской территории, на который мы претендуем». Затем Черчилль проинформировал Сталина о том, что «6 февраля в первый раз я сообщил Польскому Правительству, что Советское Правительство желает установить границу в Восточной Пруссии таким образом, чтобы включить в состав русской территории Кенигсберг».
Разъясняя 3 августа 1944 г. руководителю польского правительства в эмиграции С. Миколайчику советские представления о границе Польши, Сталин заявил, что «восточная граница Польши должна идти по линии Керзона», западная — по реке Одер с оставлением города Штеттин у поляков, а «район Кенигсберга с городом Кенигсберг — у русских».
После занятия Восточной Пруссии советскими войсками на территории будущей области власть принадлежала военным.
Регион сравнительно продолжительное время не был встроен в систему советских конституционных административно-политических отношений. Область была создана и включена в состав РСФСР только в 1946 г. Сначала 7 апреля 1946 г. принято Постановление Совета министров СССР №783 «Об административном устройстве города Кенигсберга и прилегающего к нему района». В нем намечалось «внести на утверждение Президиума Верховного Совета СССР проект Указа об образовании Кенигсбергской области на территории города Кенигсберга и прилегающих к нему районов с центром в городе Кенигсберге и включении ее в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
Советская Кенигсбергская область просуществовала недолго. Через непродолжительный промежуток времени начался процесс подготовки к переименованию административного центра области. Все события заняли несколько месяцев, и связано это не столько с бюрократическими проволочками, сколько с рассмотрением нескольких вариантов топонимов, со сменой принципиальных подходов к новым наименованиям.
В конце апреля или начале мая в Кенигсбергской области были сформулированы предложения о новых названиях городов, включая Кенигсберг, и за подписью начальника областного управления по гражданским делам В. Г. Гузия направлены в Москву. Гузий считал целесообразным назвать область Прибалтийской «в связи с тем, что ее середина и западные границы омываются Балтийским морем», а Кенигсберг переименовать в Славгород, подчеркивая, что это «город славы русского оружия; разгром Восточной Пруссии всегда, как правило, определялся взятием Кенигсберга».
В составленных 25 мая 1946 г. «Предложениях о названиях районов и городов Кенигсбергской области» также отмечалось, что областной центр должен называться Балтийском.
3 июня 1946 г. умер М.И. Калинин. В связи с этим, с учётом мнения И.Ф. Сталина, 4 июля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР переименовал Кёнигсберг в Калининград, область была названа Калининградской.
Источник: Маслов В.Н. Создание Кенигсбергской области и её переименование в 1946 г. /В.Н. Маслов // Калининградские архивы. 2014. — №11. — С. 99–109