«Мы спасались бегством через открытое поле»: как президент Литвы вместе с немцами воевал с Красной Армией
Валдас Адамкус, 8-й президент Литвы, предшественник Дали Грибаускайте во время Великой Отечественной войны воевал на стороне немцев в батальоне Антанаса Импулявичюса, чьи «бравые солдаты» уничтожили более 27 тысяч евреев, военнопленных, гражданских и участников антинацистского сопротивления. После войны эмигрировал в США, а в 1990-е вернулся в Литву, где был избран президентом.
Перед вступлением Красной Армии в Литву в 1944 г., родители увезли Адамкуса в Польшу, но, по его словам, он собрался воевать с большевиками и тайком сбежал от них, отправившись на восточный фронт. Конечно же, его рассказ только об «ужасных большевиках»:
«Перейдя границу между Восточной Пруссией и Литвой, я на попутных кое-как достиг Кретинги. <...> Там мне, наконец, подвернулся груженный дровами грузовик, направлявшийся в Тельшяй. В этом окружном центре уже действовала комендатура литовских военных подразделений. <...> Мне объяснили, что нужно отправляться в Седу, находившуюся в тридцати километрах оттуда. <...>
Немецкие солдаты отличались от русских: начищенные до блеска ботинки, сапоги, опрятное обмундирование, все как один — подтянутые, горделивые.
Прибыл в штаб, представился. Фамилия Адамкавичюс была хорошо известна военным, поскольку мой дядя являлся дивизионным генералом литовской армии, командовал каунасским военным округом, она открыла мне все двери в Седе. <...>
Во втором полку я служил с конца августа по 10 октября 1944 года, когда под Мажейкяем началось массированное наступление советской армии.
Сметая все вокруг, в городок ворвались русские танки. У нас не было оружия (что это за солдаты, у которых нет оружия? Им немцы выдали вилы с косами? — прим. редактора), мы не могли сопротивляться, однако по нам открыли сумасшедший огонь, вынудивший нас спасаться бегством через открытое поле, которое бороновали снаряды и пули.
Большинство жямайтийцев нашего полка полегло в окопах. Мне сопутствовала удача.
Это была последняя попытка литовских солдат зацепиться за жямайтийскую землю и остановить русских. Живым оставалось только отступать. Свисая с бортов военных грузовиков бегущей немецкой армии, мы двигались в сторону Балтийского моря. На железнодорожной станции в Кретинге еще стояли на платформах тяжелые танки, которые немцы надеялись вывезти из смыкающегося кольца окружения. Выгадав момент, когда охранники повернулись ко мне спиной, я запрыгнул на одну из платформ и забрался под танк. Поздней ночью эшелон тронулся с места. Стоял конец октября 1944 года».
Источник: Адамкус В. Имя судьбы — Литва // Дружба Народов. — 2000. № 4