«Меня подогнали к краю ямы. Услышав первый выстрел, я прыгнул»: удивительная история спасения из Понар — литовского «Бабьего Яра»
Понары называют литовским Бабьим Яром. Здесь нацисты и помогавшие им литовские коллаборационисты уничтожили десятки тысяч людей. Немцы говорили: «На Понары дорога есть, а с Понар – нет» и «Никто не ушел из Понар и не уйдет». Но некоторым удавалось уйти из этого места насквозь пропитанного кровью.
Об этих преступлениях в Понарах свидетельствует один из предназначенных к расстрелу, которому счастливым образом удалось остаться в живых и бежать из ямы. Его фамилия Абрагем Пинкусович БЛАЗЕР (допрос состоялся в 1946 г.):
«Сам я 13 октября 1941 г. был арестован и вывезен в Понары на расстрел. До отправления в Понары я сидел в тюрьме на Лукишках. Когда всех, находящихся в тюрьме, стали вывозить, приказали и мне сесть в грузовик, в котором вместе со мной было свыше 20 чел. На улице перед тюрьмой стояла длинная вереница грузовиков, переполненных людьми. После, по приказу, машины по очереди двинулись.
Когда мы въехали в лес, сейчас же послышались голоса, чтобы вылезали из машины. Кричали: «Скорей, скорей». Мы шли лесом, где увидели длинную канаву, которая вела в очень большую яму. Глубина ямы была около 6 м, ширина – 25 м. Прежде всего нам всем было приказано лечь лицом вниз в канаву. После этого по приказу вызывали поочередно по 6 чел. к яме. Затем всех вызванных ставили кругом по краю ямы. Среди них был и я. Военные, которые были назначены расстреливать нас, выстроились в одну линию, по сигналу расстреливали людей партиями по 6 чел.
Расстрелянная партия сваливалась в яму. Среди первой партии был и я, но меня не убили, так как я, услышав первый выстрел, сам повалился в яму. Через несколько секунд я почувствовал, что меня придавили трупы только что расстрелянных людей. По окончании экзекуции яму чуть-чуть присыпали песком. Песка было так мало, что воздух проникал до дна ямы.
Я видел и слышал, как по очереди партия за партией валились в яму. Когда начало темнеть, пьяные военные, кончив свою страшную работу, стали делить между собой одежду убитых. Воспользовавшись тем, что военные были не в трезвом состоянии и, кроме того, были заняты дележкой одежды, я, хотя и окоченел от холода, но все же, собрав свои силы, свалил с себя груду трупов и, выбравшись из ямы, убежал по направлению леса».
Парадокс судьбы. В 1943 г. БЛАЗЕР был вновь пойман и снова направлен в Понары, уже для сожжения трупов своих товарищей. В 1944 г. БЛАЗЕР второй раз успешно сбежал из Понар. На этот раз в направлении к лесу, к партизанам.
Источник: Трагедия Литвы: 1941–1944 годы. Сборник архивных документов. — М.: Издательство «Европа», 2006