История прибалтийских национальных военных формирований — основных сил будущего движения «лесных братьев» — берет свое начало еще до войны, в период независимости. Основу этих сил составили не только национальные армии, но и отряды самообороны, патронируемые военно-националистическими организациями — «Шаулис» («Стрелки») в Литве, «Айзсарги» («Защитники») в Латвии, «Кайтселийт» («Гражданская гвардия») и «Омакайтсе» («Союз защиты») в Эстонии.
Вместе с приходом советской власти и национальные армии, и военизированные организации были распущены. Однако немецкая администрация, нуждающаяся в местных силах поддержания порядка па оккупированной территории, восстановила отряды самообороны. Из них стали формироваться полицейские батальоны. Всего было создано 40 полицейских батальонов в Латвии, 45 — в Эстонии и 21 батальон — в Литве. Задуманные как силы по охране порядка, полицейские батальоны в дальнейшем привлекались и для несения военной службы, и для этапирования военнопленных, а также в картельных экспедициях, особенно против еврейского населения.
Первоначально немецкое командование не планировало создавать на оккупированной территории национальные военные формирования, следуя указанию Гитлера, что «только немец вправе носить оружие». Однако по мере усложнения ситуации на Восточном фронте, которая вынуждала привлекать дополнительные воинские силы, немецкие власти решились поступиться принципами и объявить сначала о привлечении латышей, литовцев и эстонцев на службу в вермахт, а затем и о формировании на оккупированных территориях специальных воинских подразделений, состоящих из представителей титульных наций. Эти подразделения стали именоваться Waffen-SS - национальными легионами.
Фактически формирование легионов WaiTen-SS в Прибалтике началось уже весной 1942 г., хотя решение вопроса о юридическом статусе национальных воинских подразделений заняло еще целый год. Несмотря на национальный состав батальонов, высшее командование должны были осуществлять немецкие офицеры, хотя допускаюсь привлекать на командные должности и офицеров бывших национальных армий.
Так появились одна эстонская и две латышские дивизии Waffen -SS. Легионеры участвовали в боевых операциях на Восточном фронте, а кроме того в карательных акциях против партизан и мирных жителей. В последнем случае речь шла о действиях на территории в Новгородской, Ленинградской, Псковской областях, в Белоруссии, на Украине, в Литве.
При наступлении Советской армии часть латышских и эстонских легионеров ушла вместе с немцами, а часть скрылась в лесах, составив, таким образом, костяк сил вооруженного сопротивления.
Иначе складывалась ситуация в Литве. Проект Waften-SS потерпел там полный крах, как и сама идея создания национальных армейских подразделений под немецким командованием. Единственный национальный батальон — «Летуве» — был сформирован и Данциге из литовцев, вывезенных па работу в Германию, а потом переброшен в Литву. Что же касается проекта создания литовского национального легиона по образцу эстонского и латышского, то эти проекты так и остался нереализованным. После объявления призыва в литовский национальный легион в марте 1943 г. литовцы не только не пошли служить туда добровольно, но и саботировали начатую мобилизацию они просто уходили в леса.
Источник: Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль. — М.: РОССПЭН, 2008