Контекст

Холокост на Украине: «лучшие вещи отбирались немцами, худшие разбирались украинской полицией»

Источник изображения: Політична Критика. Бабин Яр

Из справки начальника 4 Управления НКВД СССР П.А. Судоплатова наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову о злодеяниях в отношении еврейского населения на временно оккупированной немецкими войсками территории СССР

Декабрь 1942 г.

Совершенно секретно

Справка о фактах зверств немцев над еврейским населением на временно оккупированной противником территории СССР

26–27 августа 1942 г. во многих населенных пунктах Западной Украины гестаповцы при активном участии украинских националистов организовали массовый террор, в результате которого было уничтожено почти все еврейское население.

Причем документально установлено, что до начала этой кровавой расправы была проведена соответствующая подготовительная «работа». В городах и селах были составлены списки евреев и проверены с наличием живущих там евреев, усилены меры по ограничению передвижения их из одного населенного пункта в другой.

Накануне этих событий полицейским была увеличена зарплата: ставка семейного была увеличена до 1600 и холостяка до 800 карбованцев в месяц. Из ряда районов евреи свозились в крупные центры.

Так, например, в Сарны, после уничтожения 18 тыс. евреев весной этого года, вновь было согнано до 14 тыс. евреев, расстрелянных 26 августа. Из Ровно в Костополь было также вывезено и расстреляно несколько сот евреев, оставшихся там после уничтожения 22 тыс. чел. до этого.

Помимо таких приготовлений в ряде районных центров немцы собирали местную украинскую полицию из сел и деревень и специально вооружали украинских националистов.

Для того чтобы окончательно гарантировать себя от возможной помощи евреям со стороны отдельных полицейских, их отсылали в другие районы, где они не имели бы знакомых евреев. Вся эта подготовка была закончена к 25 августа.

Расстрелы проводились строго «по плану» под непосредственным руководством гестаповцев.

До начала расстрелов вооруженные группы украинских националистов начали грабеж еврейского имущества. Собственность зажиточных евреев была объявлена собственностью гестапо и жандармерии.

С расстрелянных снималась одежда, сортировалась под надзором полиции, лучшие вещи отбирались немцами, худшие разбирались украинской полицией.

По разным городам расстрелы проводились следующим образом:

В Рокитно: на базарной площади было собрано 1600 чел., которых выстроили по 6 чел. в ряд, женщин и детей отдельно. Когда прибывшая полиция открыла по женщинам огонь, поднялся крик и, кто мог, стал бежать. Тогда начался массовый расстрел, и преследование бежавших по улицам и в домах. В результате, помимо евреев, погибло много местного польского и украинского населения, всего до 2400 чел. Пойманных на улицах евреев погрузили вместе с трупами расстрелянных на заранее подготовленные платформы и вывезли в каменоломни, где все были расстреляны.

Поляков и украинцев, скрывавших евреев, расстреливали одновременно с евреями.

Так, в Людвиполе было расстреляно 5 польских семей. В местной прессе появилось специальное объявление о карах за укрывательство и помощь евреям.

На поиски скрывающихся в лесах евреев высылаются полицейские, которые стремятся использовать местное население, вплоть до детишек, обещая за выданного еврея вознаграждение деньгами, вещами и продуктами.

Источник: Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. В 2 томах. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — Том 1. 1939–1943. — 880 с.