Контекст

Уникальная операция: в конце 1945 г. советские спецы поймали главного литовского нациста Пятраса Кубилюнаса

Источник изображения: На фото Кубилюнас слева

Летом 1945 года подполковник госбезопасности Александр Славин возглавил оперативную группу НКГБ Литовской ССР, направленную в Берлин для розыска и задержания военных преступников. Профессионализм, удача и жажда мести позволили Славину добиться многого.

В первых числах мая 1945 года в кабинете главы литовской компартии Антанаса Снечкуса состоялось рабочее совещание, на котором Славину объявили, что он назначается начальником оперативной группы по поимке военных преступников, ответственных за злодеяния, совершенные во время нацисткой оккупации Литвы. Первым в списке разыскиваемых значился руководитель коллаборационистской «гражданской администрации» генерал Пятрас Кубилюнас, литовец по национальности. Вторым — немец, военный комендант Литвы генерал-майор Эмиль Юст. Преступников должен был ждать открытый судебный процесс в Вильнюсе.

Никакими оперативными данными о местонахождении разыскиваемых лиц Славин не обладал, а потому начать решил с разработки размещавшегося в Берлине «Союза литовцев». Переодевшись в гражданское, он вместе с одним из своих оперативников заявился в используемую «Союзом» квартиру и представился ее хозяйкам «беглецом из Вильнюса». Доверие хозяек было завоевано быстро; после этого оставалось лишь внимательно смотреть по сторонам и ждать. Ждать пришлось долго — до начала июня. «Однажды, войдя в прихожую, мы увидели у стены мужской велосипед, — вспоминал Славин. — Осторожно попытались выяснить имя и фамилию владельца велосипеда, но в ответ услышали только, что его зовут Антанас. Сопоставив все известные нам данные, мы пришли к заключению, что владельцем велосипеда является не кто иной, как сам Валюкенас — один из основателей "Фронта литовских активистов", ближайший помощник Казиса Шкирпы». 

Поскольку группа Славина безрезультатно провела в Берлине уже месяц, изящных оперативных комбинаций разыгрывать не стали. Хозяек квартиры задержали и допросили. Те признались, что хозяин велосипеда — действительно Валюкенас, и назвали адреса квартир, в которых он мог появиться. На квартирах имеющимися силами были организованы засады, в одну из которых и попался разыскиваемый.

Поимка Валюкенаса стала переломным моментом в деятельности группы Славина. От задержанного удалось узнать адрес, по которому проживал генерал Кюбилюнас — номер один в списке разыскиваемых преступников. Проблема состояла в том, что Кубилюнас скрывался в окрестностях города Любека, располагавшегося не в советской, а в английской зоне оккупации, и следовательно, арестовывать его опергруппа Славина не имела ни прав, ни возможности.

Когда Славин вернулся в столицу Советской Литвы с этой неприятной новостью, он не собирался останавливаться — так же, как и его непосредственные руководители. Устроив небольшой мозговой штурм, решили все-таки продолжить работу по поимке генерала Кубилюнаса — тем более что в руках у чекистов имелся отличный козырь. Дело в том, что после присоединения Литвы к СССР НКВД уже арестовывал Кубилюнаса, известного своими фашистскими взглядами. В июне 1941 г., когда генерал сидел в тюрьме НКВД в Каунасе, к нему в камеру подсадили агента — Виктора Эйдукайтиса. В скором времени началась война, Каунас был оставлен советскими войсками, заключенные местной тюрьмы оказались освобождены боевиками «Фронта литовских активистов». Кубилюнас стал руководителем коллаборационистской «гражданской администрации», а его бывший сокамерник Эйдукайтис, воспользовавшись возможностью, устроился работать переводчиком в гестапо. Три долгих года, не имея никакой связи, он собирал информацию об агентуре германских спецслужб, спасал тех арестованных, кого мог, и ждал возвращения Красной армии. Ждал — и дождался. «После освобождения гор. Каунаса от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году он явился с повинной в органы НКГБ и дал развернутые показания о своей работе в СД, назвав известных ему агентов, официальных сотрудников этого органа и других лиц, сотрудничавших с немцами. [...] В феврале 1945 года был завербован в агентурную сеть и с первых же дней сотрудничества с нашими органами проявил себя как способный и смелый агент».

Выведенный в британскую зону оккупации агент Эйдукайтис вскоре определил место проживания Кубилюнаса — маленький городок около Любека. Агент наладил с генералом личный контакт. Славин вместе с одним из своих оперативников также обосновался неподалеку от Любека — в лагере бывших советских военнопленных, ждавших репатриации в СССР. Там он завербовал нескольких офицеров, дабы увеличить свою группу и иметь возможность связываться с Эйдукайтисом не лично, а через агентуру.  

Славину помогла удача. Во время одной из встреч с агентом Эйдукайтисом Кубилюнас сообщил ему, что, покидая Каунас в 1944 г., не смог забрать с собой хранившиеся в тайнике ценности: золото и бриллианты. Если Эйдукайтис брался добраться до тайника, генерал готов поделиться с ним добычей.

Дальнейшее оказалось делом техники. Эйдукайтис уехал в Литву; вернувшись, он сообщил, что привез хранившиеся в тайнике сокровища. Генерала поманили призраком добытого из Каунаса золота. На месте встречи в советской зоне оккупации его ждали оперативники Славина. Так, в конце 1945 г. Кубилюнас был схвачен советскими спецами.

Не теряя времени, Славин допросил Кубилюнаса — и узнал много полезного. В частности, генерал сообщил, что бывший военный комендант Литвы Эмиль Юст — номер второй в розыскном списке — изменил фамилию и скрывается в одном из лагерей для немецких военнопленных в советской зоне оккупации. Славин задействовал для поиска органы ГУКР «Смерш» и вскоре уже беседовал с разыскиваемым.

Успех советского охотника за нацистами был несомненен.

В июле 1946 г. Кубилюнас был приговорен к смертной казне.

Источник: Дюков А. Полковник Славин, охотник за нацистами//  Российская газета

Читайте также
30 сентября
Майор Литовской Армии Йонас Жямайтис, уроженец Польши, в Литву переехал в 1919 году, закончил офицерскую школу во Франции — вспоминал в 2000-е гг. знаменитый советский «охотник за лесными братьями» Нахман Ноахович Душанский.
1 октября
Из дневника Героя Советского Союза, советского партизана Михаила Ивановича Наумова.
2 октября
Процесс длился две недели, выступили десятки свидетелей, девять адвокатов, медицинские эксперты, духовенство. Большинство подсудимых сознались во всех своих преступлениях.
2 октября
Правительство Литвы поддержало введение запрета на ввоз нацистской и советской символики на территорию республики.