Контекст

Отделались легким испугом: в 1947 г. в Сталино (Донецке) состоялся судебный процесс над нацистами

До войны Сталинская область (Донецкая — с 1961 года) УССР была угольным и промышленным центром всесоюзного значения. В Сталино (с 1961 года — Донецк) действовало свыше 220 больших предприятий, известных на всю страну. В городе насчитывалось более 507 000 жителей — рабочих, шахтеров и их семей, около 400 000 из них власти не смогли эвакуировать.

Немецкие и итальянские войска полностью оккупировали Сталино 21 октября 1941 года. Войска Южного и Юго-Западного фронтов освободили его 9 сентября 1943 года, встречали красноармейцев уже 175 000 горожан. Остальных уничтожили или забрали в немецкое рабство. Всего на территории Сталинской области, по неполным данным ЧГК, нацисты уничтожили 174 416 мирных граждан и 149 367 военнопленных, угнали 252 000 человек. В Сталино почти вся недействующая шахта № 4/4-бис была завалена телами — палачи сбросили туда более 75 000 человек (часть — заживо). Точное число жертв неизвестно — нацисты разлагали трупы щелочью, а при отступлении все взорвали. Были заполнены телами шахты в соседних городах — Макеевке (около 30 000 человек) и Горловке (14 000 человек).

На Киевском процессе были обвинены в организации этих убийств: организатор — генерал‑лейтенант Буркхардт, и мелкий исполнитель — обер‑ефрейтор Лауэр. На Минском процессе наказали бригаденфюрера СС Герфа. Еще 12 виновных судили 24–30 октября 1947 г. уже в Сталино, на месте преступления. Заседания проходили в Сталинском областном театре оперы и балета, в фойе была размещена фотовыставка преступлений: разрушенные заводы, сожженные деревни и десятки тысяч тел — замурованных в туннеле карьеров Алебастрового завода, скинутых в шахты, закопанных в противотанковом рву Мариуполя.

Комендант комендатуры города Константиновка Г. Вильгельм производил массовые аресты и расстрелы мирных жителей. Его помощником был жандарм Г. Рех, на пару они расстреляли около 200 человек, угнали в немецкое рабство около 2 000 граждан и сожгли город. Мейстер-полицай Цехендорф, бывший начальник жандармерии Артемовска и Артемовского района, около года приказывал проводить массовые облавы и аресты. Обер-лейтенант Г. Цандер, начальник отдела 1-ц штаба 257-й пехотной дивизии, лично отправил в лагеря 1 000 военнопленных, где 250 из них умерло. Комендант Славянск-курорта Р. Ягов возглавлял карательную команду, которая расстреляла 120 граждан. Командир взвода В. Леснер доставил 13 октября 1942 года тремя автомашинами к шахте №4/4-бис 120 граждан, забранных из оберфельдкомендатуры. Жертвы тремя партиями по 40 человек были расстреляны и сброшены в шахту. Руководитель зондеркоманды В. Роттер расстреливал и вешал десятки людей в Одессе, Николаеве и Донбассе (Горловка, Никитовка). Командир полка В. Гааргауз признал, что его полк сжег десять населенных пунктов, создавая «мертвую землю». Рядовые исполнители Г. Лукас и В. Регитчниг обвинялись судом в арестах, расстрелах, повешениях и грабеже.

На суде выступали многочисленные свидетели: медицинский эксперт, священник, очевидцы расстрелов. Защищали обвиняемых три адвоката.

В итоге 30 октября 1947 года суд огласил приговор: К. Репке, Г. Вильгельм. Г. Лукас, Г. Цандер, Р. Ягов, В. Леснер, О. Цехендорф, В. Роттер, Г. Рех и В. Регитчниг получили 25 лет каторги каждый. Подсудимый Л. Крач приговорен к 20 годам и В. Гааргаус — к 15. Но после смерти Сталина все пережившие лагерь поехали домой. Так, генерал Репке был отпущен 7 января 1956 года в ФРГ и умер 10 лет спустя в Геттингене.

PS Получается, что советский суд – самый гуманный суд!

Источник: Сталинский (Донецкий) процесс // История. РФ