Контекст

«Лесные братья» были помешены на жестокости: британский историк в шоке от действий прибалтийских националистов

Известный британский историк Кит Лоу, далеко не симпатизирующий Советскому Союзу, признает, что деятельность «лесных братьев» (он называет их повстанцами) в отношении мирного населения Прибалтики после войны приобретала самые кровавые очертания:

«В эстонском городе Осула в марте 1946 г. «лесные братья» совершили нападение на местный «карательный батальон» — отряд эстонских добровольцев-ополченцев. Нападение явилось своего рода и попыткой сопротивления, и актом мести. Командиры повстанцев составили список виновных и заперли их в местной аптеке. По свидетельству очевидцев, эта операция вскоре превратилась в безумие: «Лесные братья» приступили к уничтожению людей согласно списку. Вскоре они поняли, что список не включает всех, кто им нужен. Некоторые повстанцы помешались на убийствах и начали расстреливать женщин и детей, не значившихся в списке. 

Были уничтожены целые семьи некоторых чиновников, которые создали «лесным братьям» особенно сильные неприятности. На какое-то время женщинам удалось остановить кровопролитие. В одном из случаев они увели повстанцев от жены командира карательного батальона, сказав, что беременную женщину нельзя убивать».

Согласно подсчетам, в тот день были убиты в общей сложности тринадцать человек, прежде чем повстанцы вернулись в свое убежище.

В других случаях имели место в большей степени политические причины для террора отдельных групп людей. Например, пытаясь остановить проводимую Советами земельную реформу, повстанцы в Литве время от времени нападали на крестьян, которые получили землю, конфискованную из больших поместий. Согласно сообщениям советских властей из провинции Алитус, тридцать одна семья подверглась нападениям повстанцев в августе 1945 г. по этой причине, а сорок восемь человек были убиты.

«Среди убитых 11 человек в возрасте от 60 до 70 лет, 7 детей в возрасте от 7 до 14 лет и 6 девушек в возрасте от 17 до 20 лет. Все жертвы — бедные крестьяне, получившие землю, отобранную у кулаков… Ни один человек из убитых не работал на партию или другие административные организации».

В более поздние годы, когда крестьянские хозяйства стали принуждать к коллективизации, повстанцы прибегали к поджогам урожая, уничтожению общего парка сельскохозяйственных машин и скота. Однако колхозы все равно должны были поставлять свою долю продукции для правительственных складов; единственными пострадавшими часто становились сами крестьяне. Часто, чтобы получить съестные припасы, у повстанцев не было иного выбора, кроме как проникать в общественные амбары. Так как теперь эти склады принадлежали всей общине, она и несла убытки. 

По словам некоторых историков, с течением лет действия партизан начали все меньше походить на сопротивление властям и больше на общественный обструкционизм.

Многие люди задавались вопросом: чего стремятся добиться повстанцы, продолжая насилие и поддерживая хаос? Очевидно, они воюют за проигранное дело, и большинство гражданского населения просто хотело прекращения насилия.

Источник: Кит Лоу. Жестокий континент. Европа после Второй мировой войны. — М.: Центрполиграф, 2013

Читайте также
26 октября 2023
Григорий Рефас сразу же после войны был зачислен в 5-й отдел управления государственной безопасности. На его плечи легла нелегкая работа по борьбе с литовским националистическим подпольем.
24 октября 2023
Представляем на Ваш суд рапорт ЦРУ, датированный апрелем 1950 г., в котором представлен подробный анализ жизни бандеровцев в схронах.
25 октября 2023
Легендарный советский партизан Михаил Шукаев в 1944 г. в составе партизанского отряда оказался на Западной Украине. Вот такие воспоминания он оставил в своем дневнике
23 октября 2023
Из сообщения начальника 4 Управления НКВД СССР Судоплатова заместителю начальника 3 управления НКВД СССР Илюшину 5 декабря 1942 г. № 7/с/97.