Претворяя в жизнь договор Молотова-Риббентропа, а вернее, Каунасское соглашение от 10 января 1941 года, Германия и СССР в феврале-марте того же года начали «великое переселение народов»: перевозку немцев с территорий Литвы (включая выкупленную у Германии за 7,5 миллиона долларов) в Польшу, которая уже находилась под немецкой оккупацией. В это же время из Сувалок в Литву перевозили литовцев, русских староверов и белорусов. За те полтора месяца 1941 года были вывезены 3773 немецких семьи и завезено 11845 литовцев, 8882 старовера и 45 белорусов. По сути, это была одна первых массовых депортаций, осуществлённых советской властью в сороковые годы.
Нужно заметить, что все насильно вывезенные в Литву люди испытывали трудности, однако положение русских и белорусов было несравнимо с положением литовцев. Местные сразу назвали их «колонистами». Да и сам вид староверов не нравился литовцам — бородатые, многосемейные, другой веры и странных обычаев. Литовцы им твердили: нечего вам в Литве делать, убирайтесь к себе в Россию. Тем более что староверы были расселены в оставленных немцами хозяйствах, на которые зарились и некоторые литовцы.
И с первых дней, даже часов немецкой оккупации Литвы, литовцы-белоповязочники, назвавшие себя «партизанами», по собственной инициативе стали уничтожать русских одновременно с евреями. Лозунгом дня был клич «Naikink burliokus!» — «Уничтожай бурлаков». А потом этот лозунг взяли на вооружение и полицаи вспомогательной…
В 1942 году, когда в свои хозяйства в Литве из Польши стали возвращаться выселенные немцы, сувалкийских литовцев «попросили» перебраться в Вильнюсский край, в хозяйства изгнанных поляков. А русских целыми деревнями загоняли в гетто и концлагеря, находящиеся в Шяуляй и Алитусе, а оттуда — или в Германию в рабство, или батрачить в Тракайском районе на литовских хозяев.
Когда фронт откатился на запад, около половины привезенных сувалкийских литовцев вернулись в Польшу. Но их там преследовали отряды Армии Крайовой, и людям пришлось вернуться в Литву. А староверы о своем возвращении в Польшу даже думать не смели — они обосновались в хозяйствах немецких репатриантов. И тут местные окончательно их объявили оккупантами, на них в дальнейшем изливали свою злобу «лесные братья».
Печальная судь6а постигла жителей деревень Леонувка, Шаукенай, Трауленай, Ликшелис, Пакупелькис, Шешкунис Кяльмеского района. С июня 1941 по сентябрь 1944 года над ними осуществлялся геноцид, их загоняли в местные гетто и концлагеря, в рабство в Германию, их терроризировали, незаконно преследовали, мучили и убивали.
Как рассказывают оставшиеся в живых и свидетельствуют документы, в Шаукенской волости было более 30 белоповязочников, среди которых — Данас, Юозас и Костас Иоцисы, Ф.Лозорайтис, И.Юшкус, И.Пиктума, П.Вайткус, А.Рачкаускас, Л.Савицкас, А.Чепулис и другие. Это они в июле – августе 1941 года в Шаукенской апилинке уничтожили более 400 граждан Литвы, расстреляли в Юодельском лесу. В большинстве это были крестьяне. И что характерно: они не были ни коммунистами, ни комсомольцами. Это были малограмотные люди и они никак не могли быть большевистскими агитаторами. Они стали жертвами обыкновенного бандитизма. И сегодня жители тех деревень не знают, при каких обстоятельствах убиты и где зарыты их земляки Пегас, Харлам, Леон, Маркиян и Анисим Трукшины, Семен Радионов, Макарий Портнов, Екатерина Матюшенко, Кондратий Удовенкин, Еремей и Михаил Бакановы, Игнат, Изидор и Тимофей Рыбаковы и другие. В годы немецкой оккупации со староверами этих деревень никто не церемонился: приезжали белоповязочники, выгоняли всех из домов во двор, ставили к стенке, а потом на грузовиках увозили в гетто и концлагеря или в Германию. Всё добро оставалось в домах…
Источник: Плукис А. Камо грядеши?: О геноциде староверов Литвы «лесными братьями» // «Karštas komentaras»