Сегодня в Соединенных Штатах — да и в мире в целом — многие уже не помнят вьетнамское название Сонгми. Но полвека тому назад оно прогремело на всю планету, вызвав настоящее потрясение.
В 1960-х годах Соединенные Штаты, обеспокоенные расширением позиций коммунистов в Азии, напрямую вмешались в конфликт в Южном Вьетнаме, где прозападное правительство вело борьбу с партизанами из Народного фронта освобождения Южного Вьетнама, поддерживаемыми коммунистическими властями Северного Вьетнама.
В начале 1965 года президент США Линдон Джонсон принял решение о переброске американских войск в Южный Вьетнам и начале масштабных бомбардировок Северного Вьетнама.
Легкой прогулки, однако, не получилось. Американские войска увязли в изнурительной борьбе с партизанами, имевшими широкую поддержку среди населения. Вьетконг, как именовали южновьетнамское сопротивление, нес большие потери, но не имел недостатка в новых добровольцах. В результате со временем американцы стали видеть коммунистов практически во всех местных жителях.
В начале 1968 года в провинции Куангнгай американцев изводил неуловимый 48-й батальон Вьетконга. Избегая крупных столкновений, партизаны наносили серьезный ущерб противнику. В этой связи американское командование поставило задачу во что бы то ни стало разгромить основные силы батальона.
По данным американской разведки, полученным в марте 1968 года, партизанский штаб находился в деревенской общине Сонгми. Операцию по ликвидации назначили на 16 марта. В ней задействовались вертолеты и три роты 1-го батальона 20-го пехотного полка 11-й бригады 23-й пехотной дивизии. Две роты должны были осуществлять блокирование деревни, а также обеспечивать резерв на случай ожесточенного боя. Непосредственно «зачистку» поручили роте С, или, по-другому, роте «Чарли».
Командир роты капитан Эрнест Медина перед началом атаки проинструктировал подчиненных: мирное население покинуло Сонгми, и в населенном пункте остались только партизаны и их активные помощники. Офицер объявил солдатам, что это их шанс отомстить за погибших товарищей. Кроме уничтожения партизан, предписывалось сжечь все постройки, убить скот и уничтожить посевы.
В действительности никакого батальона Вьетконга в Сонгми не было. Несколько партизан, находившихся в населенном пункте, как потом выяснилось, успели покинуть его и не пострадали.
Атака началась с пятиминутного артобстрела, который вызвал панику у местных жителей, занимавшихся своими делами. После этого рота «Чарли» была высажена на окраине деревни и двинулась вперед, ведя непрерывный огонь. Никакого сопротивления американцам никто не оказывал, но их это не останавливало. Сам капитан Медина с одним взводом остался на окраине деревни, а основные действия внутри вели два взвода под командованием лейтенантов Келли и Баркера.
Те, кому удалось выжить, вспоминали: американцы хватали людей, спрашивали их, партизаны ли они, и, не обращая внимания на ответ, тут же убивали.
Жительница деревни Ха Тхи Куй: «Мы умоляли их не убивать нас, оставить в живых, а они стреляли и стреляли. Они толкали нас, чтобы мы упали на колени, и начинали стрелять. Мама погибла, дети погибли. Мужа моего тогда не было, здесь вообще не было мужчин — только женщины, старики и дети. Я была при смерти, без сознания, ранена. Лежала, было холодно, очень холодно, вся голова в крови, я вся дрожала».
Жительница деревни Чыонг Тхи Лэ: «Когда американцы пришли в деревню, они вывели нас из домов, толкали прикладами в спину, чтобы мы шли в канаву, туда, где уже стояло больше ста человек. Они поставили нас на колени и сразу начали стрелять сзади из пулемета. Из нашей семьи в 11 человек остались в живых только я и мой младший ребёнок — я закрыла его собой. Сверху на меня упали три трупа, и только благодаря им мы выжили: они скрыли нас от американцев».
Еще раз повторим — сами участники операции признавали, что никто сопротивления им не оказывал. Они прекрасно видели, что перед ними безоружные мирные люди, насмерть перепуганные женщины и дети. Но это их не останавливало.
В разгар бойни в происходящее вмешался экипаж вертолета под командованием Хью Томпсона-младшего. Пилот увидел, кого именно расстреливает американская пехота, и посадил свою машину между бойцами роты «Чарли» и несколькими десятками уцелевших вьетнамцев. Своим членам экипажа Томпсон заявил — если пехотинцы попробуют приблизиться к гражданским, придется открыть огонь по своим, чтобы не допустить продолжения бойни.
Вмешательство Томпсона спасло многие жизни, но к тому времени основная часть операции была завершена.
Согласно рапорту капитана Медины, в Сонгми было уничтожено 128 партизан и изъято три единицы огнестрельного оружия.
Томпсон подал свой рапорт, в котором указывал, что рота «Чарли» убивала мирных жителей.
Активность вертолетчика не понравилась командованию — в последующие недели его посылали в опасные одиночные миссии, где Томпсона трижды сбивали. Но он сумел выжить.
Между тем, слухи о кровавой расправе в Сонгми распространялись все шире. Поначалу американское командование заявляло, что до двух десятков мирных жителей погибли в ходе боя, став случайными жертвами перестрелки.
Но солдаты роты «Чарли» не могли держать это в себе, делясь подробностями случившегося. Дело дошло до журналистов, и в Пентагоне крайне неохотно начали расследование.
В Сонгми вместе с ротой действовал и военный фотограф Рон Хэберли, имевший официальное предписание фиксировать операцию. Снимки Хэберли превратились в свидетельство чудовищного преступления.
Широкая общественности узнала о случившемся только спустя полтора года, в ноябре 1969-го, из публикации журналиста Сеймура Херша. Это был настоящий шок.
В итоге приговор услышал всего один человек — лейтенант Уильям Келли.
Согласно показаниям солдат, командир взвода Келли лично участвовал в расстрелах мирных жителей, а также отдал приказ расстрелять десятки человек, не представлявших никакой опасности.
29 марта 1971 года Келли был признан виновным в убийстве 22 человек и приговорен к пожизненным каторжным работам. Однако уже через три дня по особому распоряжению президента Никсона он был переведен из тюрьмы под домашний арест. Затем срок Келли несколько раз сокращали, а в 1974 году он был помилован.
Таким образом, единственный человек, наказанный за бойню в Сонгми, в реальности отбыл три с небольшим года домашнего ареста.
Келли жив до сих пор. Много лет он продавал ювелирные украшения, а сейчас ведет размеренную жизнь американского пенсионера.
А вертолетчика Хью Томпсона, остановившего расправу, вплоть до 1990-х подвергали травле в США, считая его предателем.
Источник: оригинальная статья