«Снежные танки»: в советской армии были батальоны, которые воевали на северных оленях. Это дало большое преимущество в войне с немцами
На самом северном направлении советско-германского фронта — в Мурманской области и тогдашней Карело-Финской ССР — условия фронтовой жизни в первую военную зиму 1941/1942 гг. были необычайно суровыми. Одной из самых серьезных проблем, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта, было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяженности линии боевых действий, доходившей до 1600 км. Передвижение любого транспорта (тракторов, грузовиков, гужевого) было практически невозможно из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова. Впервые в истории войн длительные боевые действия велись в условиях полярной зимы такими крупными массами войск.
В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Валериан Александрович Фролов отдал единственно верный приказ о формировании армейских оленьих транспортов — так поначалу стали называться «рогатые батальоны».
По итогу были сформированы первые оленно-транспортные и оленно-лыжные батальоны. Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы: на санях легко проникнуть в тыл врага даже по бездорожью. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание — серебристый ягель. Он не боится холода и вьюги. Олень никогда не нарушит тишины и даже будучи раненым не издаст ни звука. И, что немаловажно, ни одно крупное упряжное животное не сможет пробежать по снежной целине десятки километров за сутки. А олень очень вынослив. Форсированным маршем олени способны преодолевать до 80 км в сутки. Устраивала оленья упряжка с легкой нартой и фронтовых медиков: быстрая и проходимая. По словам одного из бойцов оленно-транспортного подразделения, олени спасли много раненых на войне. Фронтовик вспоминает: «Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь. Доставишь в госпиталь — человек теплый, живой!»
Первый опыт применения оленей был успешен. В итоге были созданы 5-я и 6-я оленно-лыжные бригады.
Незабываемое впечатление производило появление оленьих упряжек на передовой. Представьте себе, как «…с горы со скоростью мотоциклета спускается на лыжах человек в островерхой шапке и меховой малице. Он проносится мимо вас, на мгновение повернув к вам скуластое лицо… Это погонщик оленей, который пришел со своими оленями за тысячи километров из тундры, чтобы воевать с немцами. Потом вы видите стадо оленей. Они запряжены в длинные высокие нарты. Олени здесь подвозят разведчиков, боеприпасы и увозят в тыл раненых», — так записал в военном дневнике известный писатель Евгений Петров (соавтор Ильи Ильфа).
Один из ветеранов так описывал те события: «Помню, первое время немцы наши оленно-транспортные эшелоны не воспринимали всерьез. А потом поняли, что здесь, в Заполярье, олень — это главный транспорт, помогающий оружие и снаряды в пункт назначения доставлять. Иногда, если нам нужно было незаметно в тыл врагу пробраться, мы надевали маскировочные халаты, цеплялись за оленя, и он бежал по снегу. Оленя видно, а нас — нет. Так нередко с группой военных оленей мы быстро место дислокации меняли и свои тяжелые зачехленные пулеметы перевозили. Когда фашисты поняли, что олень на войне — это тоже боец, они начали расстреливать наших оленей». Как только не называли наши фронтовые упряжки: «заполярная кавалерия», «снежные танки», «рогатые батальоны». Олени могли многое: вытащить подбитый самолет, везти пушку-горняшку или десяток ящиков-снарядов, эвакуировать раненых. Сами оленеводы берегли своих оленей, специально шили белые попоны для рейдов в тыл врага.
Звездным часом для оленной армии стал 1944 год, когда проводилась масштабная операция по освобождению Карелии и Мурманской области. Война для оленей завершилась в январе 1944 года.
Источник: оригинальная статья