«Прекратите танцы — Сталинград пал!»: шок Гитлера и немцев после поражения 6-й армии вермахта
2 февраля 1943 г. в 16 часов боевые действия в городе Сталинграде прекратились. Сталинград стал полной катастрофой не только для 6-й армии вермахта, но и для 4-й танковой, двух румынских и одной итальянской армии.
Это была катастрофа для Германии и ее сателлитов, общие потери которых составили 1,5 млн чел. убитыми, ранеными, пленными и умершими, т.е. более четверти сил рейха на Востоке. Следствием Сталинградской битвы и поражения немецких войск стало потрясение всей сферы германского владычества в Европе. Победа советских войск под Сталинградом повлияла на весь ход военных действий на континенте, послужила началом коренного перелома во всей Второй мировой войне.
Сражение у стен Сталинграда предоставило возможность войскам Англии, Франции и США одержать ряд побед на африканском театре военных действий, в частности под ЭльАламейном. Следует учитывать, что Сталинградская битва происходила на главном европейском театре военных действий. Именно здесь решалась судьба войны. Операция же в Северной Африке при всей ее значимости была второстепенной и не влияла на ход событий в мире. Внимание всех народов было приковано не к Эль-Аламейну, а именно к Сталинграду. Мировое сообщество понимало, что наступил критический момент всей мировой войны, от исхода которого зависела судьба человечества.
Сопротивление советских войск заставляло сосредоточивать под Сталинградом главные силы вермахта и при этом поглощало все резервы немецкой армии. Это давало командованию Англии и США возможность вести активные боевые действия на африканском и азиатско-тихоокеанском театрах войны.
Это подтверждал и главнокомандующий экспедиционными силами США генерал У. Эйзенхауэр: «…Упорное сопротивление русских обеспечивает союзникам свободу выбора места, времени и количества сил для решающего наступления». Влияние Сталинградской битвы на последующие события в самой фашистской Германии признавали и многие немецкие генералы. Генерал К. Типпельскирх в своих мемуарах писал: «Хотя в рамках войны в целом событию в Африке отводят более видное место, чем Сталинградской битве, однако катастрофа под Сталинградом сильнее потрясла немецкую армию и немецкий народ потому, что она оказалась для них более чувствительной. Там произошло нечто непостижимое…»
Поражение под Сталинградом, огромные потери резко ухудшили военное, политическое и экономическое положение фашисткой Германии, поставили ее перед глубоким кризисом. Огромные потери в Сталинградском котле отрезвили миллионы немцев.
Как вспоминал немецкий князь Отто фон Бисмарк, бывший тогда немецким послом в Риме, во время капитуляции немецких войск он отдыхал в отеле «Палас» в Сент-Морице. Неожиданно раздался телефонный звонок. Звонили из немецкого посольства в Берне: «Прекратите танцы! Сталинград пал!» — прокричал в трубку возмущенный голос. Дипломаты знали, что Сент-Мориц — любимое место отдыха высших чинов СС. Намека оказалось достаточно.
Гитлера печальное известие застало в тщательно охраняемом «Волчьем логове», спрятанном в лесах Восточной Пруссии. По словам Йодля, его резиденция больше напоминала концентрационный лагерь с монастырским уставом. На сей раз фюрер не стучал по столу кулаками и не метался по кабинету; он безмолвно уставился в стоявшую перед ним тарелку с супом и несколько минут не отрывал от нее глаз.
Отрезвляюще сокрушительный разгром фашистских войск под Сталинградом подействовал и на правящие круги Японии и Турции. Победа на Волге остановила замыслы турецкого руководства о нападении на СССР.
Влияние Сталинградской победы послужило мощным катализатором для развертывания активных антифашистских действий на оккупированных территориях Европы. Командующий народно-освободительной армией Греции (ЭЛАС) генерал С. Сарафес вспоминал: «Партизанское движение начало развиваться, когда появились первые надежды на победу зимой 1941 года, когда операции немцев против Москвы и Ленинграда закончились провалом […] Численный состав ЭЛАС начал стремительно расти после Сталинградской битвы».
Настроение среди населения в оккупированной Норвегии передают следующие слова: «Восхищение русскими невозможно описать. Надежды на русских распространены во всех слоях населения. Особенно эти настроения сильны среди рабочего класса. Говорят, что если бы не русские, то демократия в Европе была бы в опасности».
Источник: Бивор Э. Сталинград. — Смоленск.: Русич, 1999; Белицкая М.А., Болотов Н.А. Влияние победы в Сталинградской битве на ход второй мировой войны // Известия ВГПУ. 2018. №4. С. 177–182