Контекст

Неслыханное дело: почему США в 1987 г. выдал СССР эстонского нациста Линнаса?

После освобождения Эстонии многие «лесные братья» были арестованы, осуждены и отправлены в места не столь отдаленные — пишет военный историк Анатолий Терещенко. Немалая часть их бежала за обозами своих недавних хозяев — отступающих нацистов. Они жили шкурными интересами, надеясь уйти от справедливого возмездия. Их пришлось буквально годами «выцарапывать» оттуда, ссылаясь на постановление Нюрнбергского Международного военного трибунала о преступных организациях всех СС и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности. Одним из таких примеров может быть проведенная работа контрразведчиков по делу Карла Линнаса — офицера СС и коменданта нацистского концлагеря в городе Тарту, виновного в уничтожении в годы Второй мировой войны более 3,5 тысяч человек.

В 1944 году в связи с продвижением частей Красной Армии вглубь территории Эстонии Линнас вместе с родителями и сестрой бежал на Запад и обосновался в США, скрыв от иммиграционных властей свое нацистское прошлое. Советская внешняя разведка установив его место обитания — он проживал в Лонг-Айленде, где в одной из школ руководил духовым оркестром.

11 октября 1961 года руководство СССР направило властям США просьбу об экстрадиции Линаса на родину. В ноте было сказано, что на проходившем в Таллине с 16 по 20 января 1962 года судебном процессе по делу Юхана Юристе, Карла Линнаса и Эрвина Викса Линнас был заочно приговорен к расстрелу. Его обвиняли в организации лагеря смерти и участии в уничтожении 12 тысяч человек. Но, как известно, «холодная война» в то время находилась в разгаре, и было ощутимым действие двойных стандартов. Против депортации Линнаса в течение ряда лет выступали многие эстонские эмигранты, среди которых была ставшая позднее депутатом Эстонского и Европейского парламентов Мари-Анн Келам (в девичестве Доценко).

Карл Линнас в это время работал землемером в США, спокойно проживая в деревне Гринлон, штат Нью-Йорк. В 1979 году, после такого как в американской прессе была опубликована серия материалов о Линнасе, иммиграционная служба США обвинила его в предоставлении ложной информации при въезде в страну.

В 1981 году 62-летний Линнас был лишен гражданства США, поскольку 30 лет назад он скрыл от иммиграционной службы свое криминальное прошлое. По мнению судьи, преступления Линнаса были «такими, которые оскорбляют любое цивилизованное общество».  

Следует заметить, что делом Линнаса в США занимался прокурор Рудольф Джулиани, избранный в конце девяностых мэром Нью-Йорка. Суд также принял решение о его экстрадиции в СССР.

Карл Линнас стал вторым военным преступником, переданным американскими властями СССР (первым был Фёдор Федоренко).

20 апреля 1987 года военный преступник был отправлен из нью-йоркского аэропорта имени Кеннеди авиарейсом в Прагу, а оттуда спецрейсом «Аэрофлота» в Москву. 22 апреля 1987 года авиарейсом Линнас был доставлен в Таллинский аэропорт.

Палач понял, что за злодеяния против эстонского народа его ждет виселица или пуля. Не дожив до суда, он скончался в тюремной больнице в Ленинграде.  

Источник: Чистилище СМЕРШа. Сталинские «волкодавы» / Анатолий Терещенко. — М. : Яуза: Эксмо, 2011.

Читайте также
18 октября
Две интересные детали о семье К.К. Рокоссовского мне сообщил уже генерал В.И. Казаков — писал корреспондент «Красной звезды» Павел Иванович Трояновский.
17 октября
Литва, Латвия и Эстония стали пионерами в области выколачивания денег из России. Они более четверти века требуют материальных компенсаций за полвека «советской оккупации». О возмещении некоего «ущерба» здесь заговорили еще до развала СССР.
16 октября
В Харькове в немецкой полиции в годы оккупации служил бывший сержант Красной Армии некий Александр Александрович Посевин. Свою службу он начал в лагере военнопленных в качестве лагерного «полицая» — «капо».
15 октября
Движение «лесных братьев» в советской Прибалтике было разгромлено в первой половине 1950-х годов.  Тем не менее отдельные группы повстанцев продолжали скрываться в лесах и на отдаленных хуторах. С представителями советской власти они уже не воевали, а вся их «партизанская» активность сводилась к игре в прятки.