Контекст

«Взрослых расстреливали, детей убивали о стволы деревьев»: массовые убийства советских граждан в Литве в августе 1941 г.

Спецсообщение об аресте участников массового

расстрела советских граждан в Ляудишском лесу

в 1941 г.

Совершенно секретно

29 сентября 1944 г.

Товарищу АБАКУМОВУ

гор. Москва

В результате работы среди гражданского населения нами установлены факты массового расстрела советских граждан, партийного и советского актива — жителей Шадовского округа Литовской ССР, произведенного немцами и литовскими националистами в Ляудишском лесу в августе 1941 г.

Показаниями свидетелей, арестованных и актом медицинской экспертной комиссии, производившей вскрытие могил и эксгумацию трупов, установлено:

С приходом немецких войск в м. Шадов Паневежского уезда Литовской ССР в июле 1941 г. все еврейское население, советский и партийный актив в окружности Шадов по приказу немецкого командования местной вспомогательной полицией было насильно согнано в специально подготовленный лагерь, расположенный на Шадовском аэродроме. В лагере к концу августа 1941 г. было сконцентрировано более 7000 чел., среди которых находились женщины, дети и старики.

Заключенные систематически подвергались избиениям и надругательствам со стороны охраны лагеря.

Утром 26 августа 1941 г. в лагере заключенным было объявлено о том, что все они будут перевезены в гор. Паневежис на строительные работы, после чего заключенных, под видом отправки на работы, вывозили на автомашинах в Ляудишский лес (в 15 км от местечка Шадов) и подвергали массовому расстрелу.

Привезенных к месту расстрела раздевали до нижнего белья, заставляли ложиться рядами в приготовленные ямы, где их и расстреливали, детей раздевали матери, после чего их убивали о стволы деревьев и сбрасывали в ямы.

Расстрел мирных советских граждан продолжался в течение 26–27 августа, за это время было истреблено более 700 чел.

Массовые убийства мирных советских граждан были произведены по приказу немецких оккупационных властей.

В лагерь, а также на место расстрела в момент расстрела приезжали представители немецкого военного командования.

Исполнители массовых расстрелов являются участниками литовских националистических организаций, служившими во вспомогательной полиции, созданной немцами.

Следствие по делу продолжается. Меры по розыску остальных участников расстрела приняты.

Начальник Управления контрразведки «Смерш»

1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенант

ХАННИКОВ

№ 20014/2

Источник: Трагедия Литвы: 1941–1944 годы. Сборник архивных документов. – М.: Издательство «Европа», 2006