Контекст

Польская профессура губами собирала мусор: немцы были в шоке от действий украинских полицаев во Львове

Львовский погром —массовое побоище, которое произошло в первые недели Великой Отечественной войны. 28 июня 1941 года советские войска отступили из Львова. Уже через два дня, 30 июня, одновременно со входом немецких войск так называемая народная полиция — Организация украинских националистов* — начала облавы на евреев. Цель акции — выявление преступных элементов, сотрудничающих с советской властью.

Часть задержанных евреев была направлена в городскую тюрьму «Бригидки» для того, чтобы выносить трупы заключенных, предположительно убитых Советами при отступлении. Вид трупов и евреев, выносящих тела, спровоцировал погром.

Всего с 30 июня по 3 июля во Львове было убито более 4 тысяч евреев.

Свидетельница событий Руся Вагнер: «Нечеловеческие крики, разбитые головы, обезображенные тела и лица избитых, залитые кровью, смешанной с грязью, возбуждали кровожадные инстинкты черни, которая выла от наслаждения. Женщин и стариков, которые почти без дыхания лежали на земле, тыкали палками, волочили по земле».

Показания Марии Гольцман: «На третий день после вступления немецких оккупантов в г. Львов группа украинских полицейских во главе с немецкими офицерами привели в дом № 8 по улице Арцышевского около 20 граждан Львова, среди которых были и женщины. Среди мужчин были польские профессора, юристы и доктора. Немецкие оккупанты заставили приведенных собирать на дворе дома губами мусор (без помощи рук), осыпая их градом ударов палками».

Немецкий командир батальона диверсионного полка «Бранденбург» 1 июля в своем донесении писал, что шокирован тем, что позволяли себе делать украинские полицейские. Он указывал, что виновных в помощи большевикам необходимо наказать, но при этом не мог понять садистских истязаний схваченных без разбора евреев, в том числе женщин и детей.

Среди главарей погромщиков было много представителей интеллигенции: юристов, инженеров, священников. Это те, кто пытался проложить Украине дорогу к независимости. Дорогу, которая пропитана кровью.

Утром 1 июля на стенах домов было расклеено обращение краевого провода ОУН (Б), подготовленное еще до войны руководителем ОУН (Б) на Западной Украине Иваном Климовым (псевдоним «Легенда»).

 «Народ! Знай! Москва, Польша, мадьяры, жидова − это твои враги. Уничтожай их! Знай! Твое руководство − это Провод украинских националистов, это ОУН. Твой вождь − Степан Бандера».

ОУН-УПА — запрещенные в России организации.

Источник: Дюков А. Второстепенный враг. ОУН, УПА* и решение «еврейского вопроса»: Монография. — М.: REGNUM, 2008

Читайте также
18 июня
В архиве сохранилось свидетельство Вероники, девушки Владаса Клюкаса, служившего в Литве в одном из многочисленных особых отрядов (нем. Sonderkommando), которые под руководством немцев занимались «охотой» за евреями и коммунистами. Ей было восемнадцать, когда она познакомилась с девятнадцатилетним убийцей.
19 июня
Представляем на ваш суд выдержку из интервью с ведущим российским исследователем по истории Польши Геннадием Матвеевым на тему трагической судьбы попавших в польской плен красноармейцев по итогам советско-польской войны (1919-1921 гг.).
20 июня
Это было на территории Западной Украины в 1944 году в районе Яворово, что на Львовщине — вспоминает бывший сотрудник СМЕРШа полковник Николай Васильевич Левшин. В пересылочный пункт к нам попали несколько наших граждан, якобы бежавших из немецкого концлагеря. В ходе предварительных бесед с ними возникли подозрения — уж очень непохожи они были на узников.
21 июня
Уже 22 июня 1941 г. в Литве, Латвии и Эстонии по отступавшим частям Красной армии открыли огонь местные националисты.