В прибалтийском и причерноморском регионах сложилась тяжёлая политическая ситуация: в Латвии правительство развязало войну с русским языком, Литва готовится к прощанию с Железной Далей, а украинская власть стремительно теряет поддержку Запада. В блеклых фразах и привычных высказываниях просматриваются перемены и бури новых политических циклов. Что нас ждёт? Следите за словами вместе с RuBaltic.Ru!
СМИ ударили по российской оппозиции латвийской недвижимостью
На этой неделе российские СМИ уличили в наличии недвижимости за рубежом сразу двух кандидатов в президенты России: Павла Грудинина и Ксению Собчак. Причём, в обоих случаях недвижимость оказалось латвийской.
Портал LIFE.RU выяснил, что старший сын кандидата от КПРФ владеет в Латвии особняками и землёй. А журналист «Сегодня» спровоцировал Собчак рассказать о квартире на Рижском взморье площадью 180 квадратных метров за 270 тысяч евро и отдыхе в Юрмале, которым Латвия должна гордиться.
«Вопросы взаимоотношений между латышами и русскими – это внутреннее дело Латвии. Я в эти дела не лезу. Более того, я считаю, что и Россия в эти дела лезть не должна», – сказала Собчак.
Недобрососедский «Клайпедский демарш»
То, что между Литвой и Латвий пробежала чёрная кошка, давно не новость. Посол Литвы в Риге в 2008-2011 годах Антанас Валёнис раскрыл одну из причин столь натянутых отношений прибалтийских республик. В своей книге экс-посол рассказал, как Вильнюс обещал поддержать Ригу в Брюсселе в вопросе выделения средств на строительство латвийского терминала сжиженного природного газа (СПГ). А в итоге, в 2014 году такой терминал возник в литовской Клайпеде.
«Мы построили в Клайпеде огромный терминал, мощности которого заметно превышают потребности Латвии, и второй Балтийскому региону уже не нужен. <…> Отношения с соседями мы испортили надолго», – написал Валёнис.
«Клайпедский демарш» может ещё не раз аукнуться Литве, вспомнить хотя бы позицию Латвии по БелАЭС.
Знать эстонский язык может стать зазорным
Пока в Латвии борьба правительства и русскоязычного населения за будущее русских школы набирает обороты, в Эстонии приходят к выводам, пусть и не национально сознательным, но вполне практичным. Так, недавно в «Учительской газете» была опубликована статья эстонского психолога и педагога Тойво Нийберга «На кой нам национальное образование на эстонском языке?».
«Зачем вообще учить и преподавать эстонский, если позднее его придется быстренько забыть или даже начать стесняться владения оным? Да на кой тогда вообще в будущем насиловать своих детей изучением и преподаванием эстонского? Да и по какому праву мы заставляем иноязычных жителей страны изучать язык, которого мы сами стесняемся и который сами считаем недостаточно совершенным?» – прямо и открыто спрашивает Тойво Нийберг.
«Мы держим щит. Посмотрите на нас!»
«Сам себя не похвалишь, никто не похвалит», таким принципом руководствуются украинские политические деятели. Воспользовавшись поводом столетия восстановления литовского государства, председатель Верховной рады Украины Андрей Парубий в очередной раз подчеркнул значимость Украины (ну, и Литвы, как виновника торжества) в вопросе обеспечения европейской безопасности:
«Эти сто лет мы шли путем борьбы и освобождения от Российской империи. Литве удалось удержать свою государственность, и это большая честь и заслуга вашего народа. <…> Я точно знаю, что российский агрессор сломает зубы о щит Европы, который вместе держат Украина и Литва».
Однако слова украинского спикера звучат уже не так уверенно, как ещё несколько лет назад.
Безвиз уже не тот: прогнило что-то в «королевстве» европейском
На Украине что-то происходит. И это что-то не в пользу президента страны Петра Порошенко. Люди на улицах Киева говорят, что активистов на Майдане в 2014 году расстреливали по указке нынешней власти. Западные партнёры регулярно намекают и прямо предупреждают, что дела у «Порошенко&Co» идут не лучшим образом. «Поэты майдана» раскаиваются в том, что вдохновляли людей на бессмысленные жертвы. И даже министр иностранных дел Украины Павел Климкин усомнился в абсолютном благе «священного безвиза» – главного достижения президента Украины.
«Любое хорошее дело – то ли Соглашение об ассоциации [Украины с ЕС], то ли безвизовый режим – может служить нам в плюс, но несет в себе и риск. Я много лет занимался безвизом, а сейчас смотрю, что только в прошлом году Украину покинули более миллиона украинцев. Сто тысяч покидает Украину ежемесячно, и вопрос далеко не только в том, что там высокие зарплаты – это вообще понимание будущего и качества жизни», – заявил Климкин.
Если со своим министром Порошенко как-то может справиться, профилактической беседой, то с «Радио Свобода», финансируемым Конгрессом США, так просто вопрос не уладить. Издание обвинило компанию президента Украины Roshen в торговле с молдавскими сепаратистами – приднестровским холдингом «Шериф».
«Ну да, торгуем, конечно. И не только мы. Дело в том, что мы торгуем с ними как с резидентами Молдовы, понимаете. <…> Как вы понимаете, я же там не один такой. Там и Coca-Cola, и все. И это же не один год, понимаете?» – попытался оправдаться перед журналистами президент корпорации Roshen Вячеслав Москалевский.
С 2014 по 2017 год компания Порошенко заработала на эскорте сладостей в Приднестровье около трех миллионов долларов, об этом сообщила международная организация RISE Moldova.
Стабильная нищета – итог украинской евроинтеграции
Остроты украинской внутриполитической ситуации добавляет оппозиция, используя многочисленные просчёты действующей власти. Мощно и ясно звучат посылы лидера общественного движения «Украинский выбор – выбор народа» Виктора Медведчука.
«Финансовый кризис, экономическая деградация, деиндустриализация, рост безработицы и тотальное обнищание граждан – таковы реалии «европейской» Украины. Стабильная нищета – вот все, что обеспечили украинцам евроинтеграторы», – подытожил четвёртый год «европейских реформ на Украине» Медведчук.