Свою историю эмиграции аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказала Анна (имя изменено — прим. RuBaltic.Ru). После начала вооруженного конфликта на востоке Украины девушка уехала из Донецка в Киев. Сегодня Анна учится и работает в Варшаве.
Если б не было войны
Если бы не началась война, наверное, я бы еще несколько лет жила и работала в Донецке. Возможно, уехала бы в Киев, но гораздо позже, когда была бы морально готова к переезду и стала настоящим специалистом в своей области.
Когда в моей жизни случился 2014 год со всеми его событиями, переездами и сложностями, я перестала планировать на долгосрочный период. Какие могут быть планы на будущее, когда в один день у тебя забирают работу, вынуждают уехать из дома и родного города?
Перед самым началом конфликта я пошла в автошколу, но так и не довелось ее закончить. В Донецке у меня были друзья, коллеги, отношения. Было много планов. Мы с родителями хотели сделать дома ремонт. Возможно, мне бы подарили квартиру. Я думала о том, как купить машину. И в какой-то момент пришлось всё это бросить и уехать без денег, без всего-всего — и начать всё заново. Конечно, мне это делать проще, чем моим родителям, потому что у меня еще всё впереди.
Из Донецка в Киев
Я уехала из дома летом 2014 года на одном из последних поездов, который шел из Донецка в Киев. По дороге к железнодорожному вокзалу проезжала недалеко от места, где расстреливали воинскую часть (осада воинской части 3004 Национальной гвардии Украины силами ДНР 26 июня 2014 года — прим. RuBaltic.Ru). Было очень страшно, просила таксиста ехать быстрее. А утром я приехала в Киев с полным непониманием того, что будет дальше.
Хотя мой переезд в Киев был вынужденным, я не упала лицом в грязь, нашла работу и получала по тем временам хорошую зарплату. За 2 года жизни в Киеве я научилась выполнять свою работу максимально быстро и максимально качественно, сменила несколько мест работы и достигла потолка своего развития. Затем ко мне пришло понимание того, что я больше не расту, а только делаю шаблонную работу. И еще я поняла, что могу позволить себе переезд в Польшу.
Сейчас уже 10 месяцев, как я живу в Варшаве. Живу сегодняшним днем и довольна тем, что у меня есть сейчас, и тем, что всего этого добилась сама. Это еще больше меня тешит и мотивирует.
Правда, меня временами возмущает, когда кто-то из знакомых с Украины говорит с завистью: «Ты теперь живешь в Европе!» Кто сказал, что в Польше легко живется?
Из Киева в Варшаву
Самым сложным в переезде в Варшаву было тащить тяжелый чемодан. А если серьезно, то сложностей хватало. Например, диплом об образовании, который мне выдали в Украине, был не европейского образца. Его пришлось переделывать для поступления в магистратуру в польский вуз.
Трудно было найти первую работу. Ты приезжаешь и не знаешь языка настолько хорошо, как хотелось бы, поэтому тебя никуда, кроме McDonald’s, работать не берут. Но, конечно, через некоторое время я освоилась.
В Польше очень много бюрократии, много очередей, в которых можно весь день простоять. Я очень долго ждала оформления «карты побыту» (вид на жительство в Польше — прим. RuBaltic.Ru), думала: дадут — не дадут. Зачастую везет одному из десяти. Мне повезло.
Самое главное, что нужно эмигранту в другой стране, — это деньги. Ты платишь за обучение, платишь за проживание — и всё, ты живешь в Польше.
Когда я уезжала из Украины, меня там ничто не держало. Семья была в курсе, они сказали: «Мы всегда рядом». Отношений у меня не было, учебу я закончила. Конечно, мне сейчас не хватает друзей, к которым привыкла, знакомых. Но я сама выбрала этот путь. Добиваться того, чего ты хочешь, уехать туда, куда давно хотел, — не в этом ли суть?!
Если сравнить мою жизнь в Варшаве с жизнью в Киеве, то в Киеве в бытовом плане мне было гораздо комфортнее и там у меня были деньги. Сейчас я живу в Варшаве, и денег у меня нет, хотя зарплату получаю на том же уровне, как и в Украине. Но в Польше я чувствую себя свободнее.
В Украине мне казалось, что я постоянно была ущемлена чем-то, чувствовала скованность. Там было тесно. В Польше у меня есть возможность путешествовать, все границы открыты. Каждый месяц пытаюсь открывать для себя новую страну.
Меня совершенно не смущает, что я сейчас работаю продавцом в магазине. Да, у меня сейчас много трудностей, но пройдет время — и они пройдут. Просто нужно перетерпеть.
Почему именно Польша?
Идея уехать в Польшу у меня возникла еще в школе, но тогда это было очень дорого. Я хотела в Польшу, потому что это была одна из самых доступных стран ЕС, она и сейчас такой остается.
На самом деле оставаться в Польше навсегда я не хочу. Мне больше нравится идея жить в Германии. Берлин был первым городом, который я посетила за границей. Я училась в школе с немецким уклоном: к нам приезжали немецкие студенты, проводились культурные мероприятия, немецкие праздники. С самого детства нам рассказывали о Германии и прививали любовь ко всему немецкому. И когда я побывала в Германии, оказалось, что мне нравится эта страна.
«Я из Донецка» и польские новости
Если у меня спрашивают, откуда я, отвечаю, что из Украины, из Донецка — города, где сейчас идет война. Большая часть поляков знает, что происходит на востоке Украины. Они интересуются этими новостями, но не понимают, почему и как началась война, как живет сейчас Донецк, — такой информации у них нет. Полякам мало того, что показывают по новостям, поэтому они стараются услышать что-то от тебя, как от первоисточника.
Поляки воспринимают то, что происходит на востоке Украины, как гражданский конфликт. Но при этом негативно настроены по отношению к России и Путину.
За украинскими новостями я не слежу, только когда в ленте Facebook что-нибудь мелькает, то читаю. Появляются друзья в Польше, и они «перекрывают» всю ленту польским контентом. В телефоне во всех приложениях в топах только польские новости, но и за ними не слежу. Например, я узнала о том, что Дональд Трамп приехал в Варшаву, когда весь город перекрыли и весь день пришлось ходить в обход.
Мне кажется, что я уже адаптировалась в Польше. Пока всё свое свободное время я провожу с эмигрантами из Украины и Беларуси. На каком языке мы общаемся? На русском.
Про поляков
У меня пока что не получается подружиться с поляками. Хотя внешне мы очень похожи, у украинцев и поляков разный менталитет. Из-за этого на работе всегда возникают недопонимания. Если ты открытый, добрый, то зачастую поляки к тебе будут закрыты и не очень добры. Например, когда ты даришь кому-то подарок, в Украине тебе говорят «спасибо». Это минимум. Могут тебе что-то подарить в ответ. А в Польше даже «спасибо» могут не сказать. Зачастую поляки не очень отзывчивые, и еще мне кажется, что они нудные.
И еще все поляки — националисты. Большой процент поляков ярко проявляет патриотизм, который в Польше намного больше поддерживается, чем в современной Украине. То, чем последние несколько лет занимаются в Украине, — это совсем не патриотизм. И ленточки с флагом Украины на Майдане по 10 гривен — это тоже не патриотизм. Лично я так считаю.
Здесь очень заметно, что поляки выгораживают поляков. Был у меня такой случай. Я с друзьями гуляла по ночной Варшаве, и нам на пути попалась компания пьяных поляков. Слово за слово — так вышло, что мы с ними подрались. Приехала полиция, вмешалась, а потом сказала нам: «Извините, пожалуйста. Поляки были пьяные. Если еще раз такое повторится, мы их накажем». Ясное дело, в Украине полиция бы выгораживала украинцев, я так думаю. Обидно, конечно, ведь в итоге нас побили, а поляки, которые были виноваты в драке, вышли сухими из воды.
Как я вижу, в Польше живут два типа поляков. Первые работают вместе с тобой в McDonald’s на такой же работе, у них есть дом, квартира, 2 тысячи злотых, они тратят эти деньги и ни о чём особо не задумываются. Вторые возмущаются, что украинцев в Польше слишком много: «Вы забираете наши рабочие места. Валите в свою Украину!»
Украинцы в Польше
Уезжать в Польшу из Украины сегодня — это точно не моветон, это мейнстрим. В Польше очень много украинцев, безумно много.
Для Украины зарплата в 15 тысяч гривен (577 долл. — прим. RuBaltic.Ru) — это что-то, для Польши 2 тысячи злотых — это ничего, такая средняя зарплатка.
Украинцы приезжают в Польшу либо учиться, либо работать. Кем работать? В основном на стройке или клубнику собирать… Немногие из приезжающих в Польшу на работу учат язык. Понятно, что на стройке он не нужен.
Но я считаю, если ты едешь в другую страну, то хотя бы минимальные слова должен знать. В Польше очень распространена следующая ситуация. Человек приходит устраиваться на работу, и ему предлагают подписать договор, в котором может быть написано, что ты будешь работать 3 месяца и получишь за это ровно ничего. Люди, которые не знают польского языка, подписывают такие договоры. Работодатель, конечно же, в плюсе. И с юридической точки зрения всё чисто.
Как много украинцев в Польше работает нелегально? Я лично с такими людьми не знакома. Но знаю, что из страны можно просто не выезжать, когда заканчивается виза. Есть очень много схем, как остаться в Польше на полгода, на год. И люди ими пользуются.
Есть, конечно, украинцы, которые учатся в Польше, а затем возвращаются домой. Мне очень не хотелось бы так, я не хочу жить в Украине. Некоторые жалуются, что не могут найти в Польше работу, что их здесь не уважают. Но работа в Польше есть, поэтому мне кажется, что эти люди сами виноваты. Зачастую они просто приезжают неподготовленными. Чтобы тебя начали уважать в Польше, в первую очередь нужно выучить польский язык.
Ностальгия
Я в равной степени скучаю по Донецку и по Киеву, по своим друзьям, которые и там, и там. Но скоро буду больше скучать по Донецку, потому что моя семья планирует вернуться домой.
Мне хотелось бы чаще бывать в Украине, но нет такой возможности. Дорога занимает много времени и довольно дорого стоит. Чтобы поехать в Украину, приходится копить деньги.
Автобус до Киева обходится примерно в тысячу гривен, самолет — в 2,5 тысячи (38 и 95 долл. — прим. RuBaltic.Ru). Для сравнения, слетать в Гданьск из Варшавы можно за 12 злотых (3 долл. — прим. RuBaltic.Ru). На 3 дня в Париж поехать стоит дешевле, чем в Украину. Мне это всё очень не нравится.
Что должно стать с Украиной, чтобы я захотела туда вернуться? Она должна стать честной. Я, наверное, хотела бы вернуться в прежнюю Украину, какой она была до 2014 года.