В США деньги не падают с неба, программисту не так уж легко устроиться на работу в Калифорнии, а на улицах Чикаго часто можно встретить флаги сторонников «Правого сектора» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru). О том, какую Америку не видно из Европы, порталу RuBaltic.Ru рассказал герой рубрики «Чемодан» Артём.
Конфликт в Донбассе застал нашего собеседника на западном берегу Атлантического океана — и Артём не захотел возвращаться в Донецк, на Украину и в Европу.
Я остался в Америке, потому что возвращаться было некуда
Осенью 2013 года я знал, что летом поеду по студенческой программе Work and Travel в Америку. Хотел посмотреть страну и никогда не планировал уезжать навсегда. Но мой отъезд совпал с «заварушкой» на Донбассе. Я уехал — и через две недели началась война. Стало понятно, что возвращаться особо некуда.
Нужно было начинать жизнь сначала на новом месте. Были варианты поехать в Россию к родственникам либо в Украину вернуться.
По национальности я русский, всю жизнь говорил на русском, но я из Украины, а не из России. Никогда не хотел жить в России и, скорее всего, не буду. Мне это просто не интересно.
Наблюдая со стороны за тем, что происходило в Украине, я понял, что точно не хочу жить там. Если бы я вернулся, мне пришлось бы учиться в другом университете и жить, само собой, не в Донецке. Мой вуз разделился: часть преподавателей и студентов остались в Донецке, остальные переехали в Винницу.
Я никогда не поддерживал власть, которую установили в Донецке. Но мои взгляды и убеждения не совпадают и с идеологией нынешней украинской власти. Я мог бы даже попасть в Украине в тюрьму, как это случилось со многими людьми.
В начале конфликта людей с Донбасса в Украине притесняли и, насколько мне известно, сегодня продолжают притеснять. Мы к тому же еще русскоговорящие, а при нынешней власти говорить по-русски непатриотично и всё в таком духе…
К примеру, моей семье было тяжело найти жилье в Киеве. Им предлагали аренду за двойную цену. Врачи отказывались принимать из-за прописки: когда у меня сестра родилась (я до сих пор не видел ее вживую), акушерам пришлось дать взятку.
Это не жизнь. С людьми с Донбасса в Украине обращаются хуже, чем с евреями во время Второй мировой.
В Америке всем плевать, откуда ты приехал. Здесь люди живут почти со всех стран мира и нет таких межнациональных конфликтов, как в Украине. Если кто-то кому-то не нравится, это обсуждается внутри национальных групп, но не открыто.
Так как я уже находился в США, подумал, что возможностей в Америке больше. Начал совершенствовать английский язык и приспосабливаться к американской культуре и менталитету. Остался здесь легальным путем.
В Америке города и отношения между людьми устроены иначе
Образ жизни американцев совсем не похож на то, как живут люди в Украине. У нас все думают, что в США успех и благополучие легко даются, деньги падают с неба и при этом ничего не нужно делать. Но это совсем не так.
В США нужно очень тяжело работать, чтобы чего-то достичь. Люди, которые что-то имеют, очень много работают, многие — на нескольких работах или по две смены в день. Те, кто работает на одной низкооплачиваемой работе, живут от зарплаты до зарплаты.
Города в Америке устроены иначе, чем в Украине. Во многих штатах без машины ты никуда не доберешься. Всё более-менее нормально с общественным транспортом только в больших городах, например в Нью-Йорке и Чикаго.
Было тяжело переключиться с нормальной метрической системы, которая во всём мире используется, на американскую с ее фунтами и галлонами.
Например, сейчас (мы говорили в начале марта 2018 года — прим. RuBaltic.Ru) в Сан-Франциско 50 градусов по Фаренгейту — примерно 10 градусов по Цельсию. Не жарко? Сейчас немного прохладно, но в начале февраля было около 20 градусов тепла.
Отличаются ли чем-то отношения между людьми? В США невероятно много лицемерия. В лицо могут говорить одно, а за спиной — совершенно другое. Это тут на каждом шагу, особенно на работе.
Типичный американский стиль: тебе улыбаются и говорят какие-то приятные вещи, а в следующую секунду идут и ябедничают. И это для американцев вполне нормально, потому что прививается со школы.
Я разговаривал с одним украинцем, у которого уже есть дети. Они ходят в американскую школу. И ему очень сильно не нравится, что в школе детей приучают ябедничать. Мне кажется, в Украине учат обратному. А в Америке людям с детства внушают, что обо всём нужно старшим докладывать.
Конечно, если ты увидел, как в метро кто-то делает надпись баллончиком, и позвонил в полицию — это нормально. А вот на школьном уровне, мне кажется, это совсем лишнее.
Американки не похожи на славянских девушек
Что в плане отношений между мужчинами и женщинами? Мне кажется, что американки абсолютно другие. Они совсем не похожи на славянских девушек, которые ухаживают за собой, готовят и, даже если мусор идут выбрасывать, делают макияж.
Женщины в Америке за собой почти не следят. Например, они могут пойти в супермаркет в пижаме. Еще далеко не все американки бреют ноги: повсеместно развит феминизм. Это раздражает.
Но, с другой стороны, когда идешь поужинать с девушкой, то часто каждый платит за себя. И в Америке к этому нормально относятся.
Еще для американских девушек не проблема приударить за парнем, который уже с кем-то встречается, и даже за бойфрендом подруги. Лучшая подруга, не лучшая — им всё равно.
Есть такие американки, которые ходят с парнями по барам, чтобы за них платили. Но после этого они не будут подавать никакой надежды. Такие девушки, наверное, есть везде, но в США их можно в каждом баре встретить.
Легализация в Америке не обошлась без одесских евреев
И вот я решил остаться в Америке. Несколько месяцев у меня не было документов, чтобы официально устроиться на работу. Поэтому я подрабатывал помощником на стройке.
А потом одна старая еврейка из Одессы помогла мне найти адвоката для оформления документов. Когда документы были готовы, она же помогла мне устроиться бариста в кофейню в самом центре Чикаго. Работа мне нравилась. Я очень много общался с людьми, слышал много разных акцентов и в итоге подтянул свой английский.
Работал я много, и у меня получилось скопить деньги. Я видел себя в сфере IT, поэтому нашел в Силиконовой долине школу, где обучали автоматическому тестированию программного обеспечения, и переехал из Чикаго в Калифорнию.
Это был тяжелый период. Днем я работал в кофейне, вечером учился. Вставал в пять часов утра и ехал на работу. К пяти вечера возвращался домой и сразу же шел в школу, откуда приходил ближе к полуночи. Было непросто, но я знал, к чему стремился.
Программисту нелегко найти работу в Калифорнии
После окончания школы я нашел себе неоплачиваемую практику в стартапе, основанном русскими парнями из крупных американских компаний. Мы вместе с программистами из Украины и Болгарии создавали сайт, который предлагал ряд услуг в сфере фитнеса. Параллельно я продолжал работать официантом в ресторане.
Так я проработал полгода, многому научился, гораздо большему, чем в школе. Очень благодарен руководителям за этот опыт. Практика в стартапе мне очень многое дала.
Затем я подписал контракт с компанией IBM. Долго поработать там не вышло: произошла смена руководства и новые менеджеры жестко урезали бюджет. От меня, как от нового человека, решили избавиться. Сейчас я ищу другую работу в IT. Это достаточно нелегко, потому что конкуренция очень высокая: всё буквально забито индусами.
То есть представление о том, что по приезде в Калифорнию программисту дают дом с машиной, — это заблуждение. Это абсолютная ложь. Здесь нереально дорогая недвижимость и совсем не каждого берут на работу. А из-за границы приглашают только тех специалистов, которых нельзя или трудно найти в США.
При отборе кандидатов в компании распространен расизм. Например, если индус ищет работника, он сначала будет смотреть на индусов или наймет кого-то из знакомых. Я с этим очень часто сталкивался. Меня не брали на работу, потому что я не индус. К сожалению, русские менеджеры подобную солидарность редко проявляют.
На самом деле среди индусов очень много хороших специалистов. И столько же придурков, ничего не знающих людей, которые работают за меньшие деньги и делают свою работу хуже, соответственно.
Америка — большая, открытая и богатая страна
Какие преимущества жизни в Америке я бы выделил? Доступность материальных благ, которые в наших странах могут позволить себе только люди с хорошим достатком. В США каждый бомж может в магазине купить себе iPhone, причем я не преувеличиваю. Особенно в Сан-Франциско много настоящих бомжей со смартфонами или планшетами.
Хорошую подержанную машину можно купить за несколько тысяч долларов — это тоже не считается роскошью. Наверное, авто стоят дешево, потому что без них никуда не доберешься.
Я люблю путешествовать, и мне нравится, что США — это невероятно большая страна. В каждом штате найдется на что посмотреть. Я еще не так много объездил, но уже побывал во многих интересных местах: Лас-Вегас, почти всё Восточное побережье, жил в Чикаго, посмотрел Силиконовую долину. Может быть, ближе к лету поеду в Лос-Анджелес.
Еще одно преимущество — американцы открыты к людям со всего мира. Нормальная толерантность присуща большинству людей в США. Но иногда ее проявляют чрезмерно.
Есть белые американцы, которым почему-то жалко всех людей других рас. Я видел, как такой человек подошел к черному и начал обсуждать с ним расовую тему, заблуждения нетолерантных людей. Хотелось сказать этому американцу, что он не должен на эту тему говорить с тем черным парнем. Ну правда, зачем? Мне кажется, с подобных разговоров расовые проблемы и начинаются.
Во всех нациях есть хорошие и плохие люди. Если человек нормальный, мне лично всё равно, откуда он и как выглядит. Мне действительно плевать, хотя сам я подвергался дискриминации со стороны украинцев в Чикаго.
Украинские наци в Чикаго! Откуда в США «Правый сектор»?
Украинцы в Чикаго? Пока я жил в Чикаго, на меня часто наезжали украинские националисты и сторонники «Правого сектора». Их там правда много.
Откуда в США «Правый сектор»? В Чикаго есть район города, который называется Ukrainian village, то есть «Украинское село». Там очень много переселенцев с Украины, которые приехали в США еще в прошлом веке. 90% жителей или больше — это люди из небольших сёл Западной Украины, выращенные на антисоветской и антирусской пропаганде.
Многие украинцы из Ukrainian village знают друг друга, потому что жили в соседних селах. А всем, кто в их общество не входит, они рассказывают, что приехали из Львова. Было забавно за этим наблюдать.
Когда на Украине началась война, люди, которые воевали в Донбассе, и сторонники «Правого сектора» стали приезжать в Чикаго.
Чем эти украинцы занимаются в США? Многие из них приезжают на лечение, а затем остаются, может быть даже нелегально. Они находят какую-то работу или сидят на шее у богатых американских украинцев, которые могут их спонсировать из жалости.
Почему ко мне стали приставать сторонники «Правого сектора»? Потому что я говорю на русском. Я даже не упоминал, что из Донецка, потому что могли быть проблемы, могло дойти до рукоприкладства.
Со стороны украинских националистов были разные провокации. Я старался их избегать. Мне даже пришлось поменять свой акцент на английском, чтобы они не понимали, откуда я. Теперь большая часть русских в Калифорнии, которые имеют средний английский, думают, что я немец или швед. У меня и внешность соответствующая.
В начале конфликта в Украине у местных украинских националистов в США (то есть у украинцев, которые уже жили в США) просто сносило крышу, но к концу 2016 года они начали понимать, что происходящее в Украине неправильно и надуманно.
Очень неприятно, когда люди из твоей страны стараются тебя задеть только потому, что ты из Донецка. И таких людей в Чикаго было много.
Черно-красные флаги и свастика на улицах Чикаго
В Ukrainian village повсюду можно встретить флаги «Правого сектора» или какие-то нацистские символы, даже на фасадах церквей. Я видел, как люди организовывали митинги против Путина и использовали эти флаги и символику. Нацистские эмблемы и атрибутика в Чикаго сейчас даже в ларьках продаются. А в украинских школах детям прививают националистические идеи.
Я спрашивал у американцев, которые жили рядом, понимают ли они, что обозначают эти флаги и значки. Они отвечали: «Это значит, что люди из Западной Украины». Нет! И я на простом языке объяснял им, что обозначают красно-черные флаги и свастика. Объяснял просто, потому что углубляться в украинскую историю бесполезно: американцы всё равно ее не знают.
Украинцы в США продолжают спонсировать украинскую тусовку: собирают в украинских магазинах и церквях деньги «на армию» и высылают их в Украину.
Америка — страна для американцев и цветных попрошаек
Очень многие люди в США, особенно среди чернокожих и латиносов, живут за счет пособий. Мне это не нравится, потому что пособия — это фактически налоги, которые платят работающие люди, в том числе и я.
Есть люди, которые рожают много детей, получают от государства деньги и не работают. И они еще подходят к тебе на улице и просят деньги. Я, конечно, игнорирую попрошаек, но иногда хочется ответить: «Но я же уже плачу тебе, ты получаешь деньги за счет моих налогов». Причем со всеми этими купонами и пособиями люди могут зарабатывать больше, чем я.
Есть еще ленивые коренные жители, которые жалуются, что эмигранты забирают всю работу. Наверное, потому, что эмигранты много работают, чтобы достигнуть чего-то.
Существует что-то вроде дискриминации по образованию. Например, трудно втиснуться в IT‑сферу, особенно устроиться в большую компанию, если ты окончил учебное заведение за границей. Многие менеджеры не нанимают людей, которые учились не в Америке: иностранцам они могут предпочитать местных специалистов, даже если те ничего не знают и не умеют. Выходит, что статус учебного учреждения важнее реальных навыков.
Если человек окончил самый обычный политех, допустим, в России и он суперспособный, его могут не взять. Обидно за таких людей.
Американская еда ужасна. Это правда. Я приучен к маминой еде. Стараюсь чаще готовить каши и то, что мы привыкли есть в Украине. Но из-за работы времени на это почти нет.
На Новый год я сделал оливье моему другу из Иордании. Ему очень понравилось, и он попросил еще.
Если в США идешь в ресторан, то нужно выбирать что-нибудь не местное — лучше азиатская кухня, испанская, но только не американская.
Поначалу было тяжело привыкнуть к американской манере питаться. В Украине мы едим три-четыре раза в день, и это нормально. В США люди могут делать это один раз в день. Порции, естественно, большие и сытные.
И еще: в США сахар есть во всём.
«То, что происходит в Украине, — это абсолютный бред»
Слежу ли я за новостями с Украины?
Если что-то читаю, стараюсь новости проверять, сравнивая несколько ресурсов на разных языках. Не хочется быть обманутым и верить неправде. Честно говоря, иногда совсем не хочется читать эти новости: там сплошной негатив, пропаганда, провокации и ложь.
То, что происходит в Украине, — это абсолютный бред. То, что не должно было случиться.
Европейцы, американцы — люди из любой части мира, встречая украинцев, белорусов, узбеков и даже поляков, всех называют русскими или «из России». Потому что для них мы выглядим и звучим примерно одинаково (у нас очень похожие акценты).
У наших народов близкие культуры, большая часть людей говорит на русском или хотя бы понимает русский. Но по каким-то причинам мы поругались.
Всё это как ссора в большой семье.
За федерализацию Украины и против ЛДНР
Мне сложно что-либо сказать по поводу ДНР и ЛНР, потому что я не жил в Донецке, когда республики уже были созданы. Но я никогда не понимал, зачем они нужны, и не видел перспектив развития. Мне была близка идея федерализации Украины, но этот сценарий не реализовался.
Украина — страна, которой уже не нужен «безвиз»
Я не хочу жить в Украине, знать и испытывать на себе всё то дерьмо, которое в стране происходит. Поэтому я не заинтересован в возвращении. Я не хочу. Не вижу будущего в этой стране. Украину разрушили — страну, которая вполне хорошо развивалась. Да, где-то что-то воровали, но сейчас на войне тоже кто-то наваривается.
Был ли смысл разрушать Украину, чтобы без виз ездить в Европу? Не думаю. Просто европейские страны нашли дополнительный рынок сбыта для своей продукции.
При прошлой власти, в 2010–2013 годах (при правлении президента Януковича — прим. RuBaltic.Ru), многие украинцы могли ездить в отпуск за границу. Все платили за визу, и в этом не было проблем. А теперь цены выросли в несколько раз, а зарплаты остались на уровне 2013 года. Жить в Украине стало сложнее. Кому теперь доступен отдых за границей? Дело ведь не в цене визы, потому что большую часть денег ты платишь за перелет и отель.
Проблем очень много — и люди уезжают из Украины. Думаю, большая часть из них не захочет возвращаться и никогда не вернется.
Хотелось бы, чтобы всё было как прежде: чтобы Украина была цельная, чтобы люди в Украине, в России и других странах понимали, что все славянские народы близки. Да и в целом все люди одинаковые. Хотелось бы мира и понимания, их сегодня очень не хватает.
Хотелось бы, чтобы у детей, которые живут и рождаются в Украине, было хорошее завтра. Люди на Западе стереотипно воспринимают всех этих детей как будущих слесарей и проституток. Я бы хотел, чтобы эти стереотипы оказались ошибочными.*«Правый сектор» — запрещенная на территории Российской Федерации украинская экстремистская организация