Поправка к Конституции РФ лишит Прибалтику правовых оснований на компенсации за «оккупацию»
Вадим Полещук
Какие будут в Конституции РФ отсылки к СССР, и что с того для Эстонии и Латвии?
В одной из голосуемых ныне поправок к Конституции Россия провозглашается правопреемником СССР на своей территории, а также правопреемником-правопродолжателем Союза в отношении членства в международных организациях, участия в международных договорах и обладания зарубежными активами. Зачем это делается, если нынешний статус-кво в международном сообществе никто особо не оспаривает?
Немного занудной теории
“Правопреемник”, “(право)продолжатель” - это термины, которые касаются вопроса о передаче прав, обязательств и т.п. в случае, когда исчезает некое государство. Государство-(право)преемник – это обычно новое государство, “сменщик”. Есть еще концепция государства-продолжателя, которое подразумевает, что государство не новое, а прежнее. Парадоксальным образом, Россия по отношению к СССР одновременно позиционировала себя и как первое, и как второе.
С роспуском СССР Россия бесспорно стала его (право)преемником.
Однако сразу возник вопрос о постоянном месте в Совете безопасности ООН и о советском ядерном арсенале, что породило концепцию государства-продолжателя. Она была не слишком безупречной, но международное сообщество ее приняло, видимо, потому, что Россия взяла на себя выплату советских долгов.
Кстати, советские зарубежные активы отошли РФ не сразу, но по соглашению с другими союзными республиками - в обмен на обязательство России выплатить их часть советского долга кредиторам.
Все эти годы российские юристы продолжали спорить о том, чем является нынешняя Россия по отношению к СССР. Обсуждаемая поправка прекращает эти споры: Россия теперь рассматриваться, прежде всего, как государство-преемник, от концепции государства-продолжателя осталось немного. Единство российской истории декларируется в следующей части новой статьи 67-1, и совсем не в юридических терминах.
Что это означает на практике?
Может статься, что новая статья Конституции просто делает невозможной "сдачу позиций" в отношении советских активов за рубежом: схожим образом, другая поправка запрещает территориальные уступки. Однако рассматриваемая поправка также полностью переформатирует дискуссию об ответственности России за нарушения международного права, совершённые некогда СССР.
Восприятие РФ как реинкарнации СССР типично для политиков многих стран, включая Эстонию и Латвию. И они часто забывают, что хотя Россия – бесспорный преемник СССР, - она лишь одна из дюжины. Преемниками Советского Союза являются все бывшие союзные республики, кроме стран Балтии. Что это означает на практике?
Скажем, если Рейнсалу в Эстонии или Ринкевич в Латвии требуют выплатить то, что у нас называют компенсациями за оккупацию, то они должны отправить счет не только в Москву. Счет на часть суммы должен получить также дружественный Киев, Кишенев, и далее по списку.
Раньше это было не вполне ясно, но теперь однозначно так. Вывести же весь «советский ущерб» непосредственно из нарушения договорных отношений с СССР, и тем самым повесить всё на Россию, невозможно. Дипломатический и правовой тупик.