Ужасно непопулярную вещь скажу – мне совсем чуть-чуть жаль Пабрикса. Не потому, что Латвия, если он потеряет пост министра обороны, перестанет бороздить на танках просторы стран третьего мира или содрогнется НАТО. Североатлантический альянс потери не заметит, конечно.
Мне становится жаль Пабрикса, когда я вспоминаю его биографию. Я чувствую себя доисторическим мамонтом, и, видимо, это так: я еще помню Пабрикса подающим надежды политологом. Потом из наблюдателей он перешел в действующие игроки: кажется, сначала написал программу для Народной партии – для этаких «колбасников», которым понадобилась интеллектуальная ягодка на их торте, испеченном прагматиками-реалистами-приватизаторами. Чтоб красиво было, а истинные цели были подретушированы правильными словами.
Пабрикс стал политиком, и долгое время старался оставаться в самой «приличествующей» сфере – международной: то глава МИД, то глава Комиссии Сейма по иностранным делам.
Тут замараться сложнее всего, чтут знание этикета и английского, докторскую степень, общаешься с приличными людьми в галстуках – и чувствуешь себя джентльменом. От «оранжевых» доктор политических наук все же сбежал в «Единство»: а то как-то неорганично стало – джентльмен и олигархи.
В военной форме он смешно, конечно, смотрелся – примерно также как Слактерис со знаменитым Nothing special.
В последнее время Пабрикс очень хотел в Брюссель. Соревновался за это с сопартийцем, другим доктором наук – математики, с 1992 года – Карлисом Шадурскисом. Вот уж доктора наук отожгли в риторике: Пабрикс ляпнул словечко, которое на русский, возможно, неудачно перевели как «совковятник», а Шадурскис, нацепив вновь мантию «Черного Карлиса», призвал латышизировать вновь русские школы.
Как-то низко пали доктора наук в Латвии – вот это печалит. И ради спокойной жизни в Брюсселе эти, наверное, не самые глупые люди (ну, не верю я, что докторская степень дается так уж легко!) решили вот так сплясать. Один уже признался, что никому не нужен – ни Домбровскису, ни Страуюме. А потуги Черного Карлиса уже меркнут на фоне деятельности энергичного Райвиса.
А морали никакой. Да и вообще в Латвии среди докторов наук, как и среди политиков, кстати, все больше удельный вес женщин, сообщили нам сегодня.