Жизнь в Литве продолжает дорожать. Отдельные группы товаров в прибалтийской республике уже стоят дороже, чем в западных странах ЕС. Одна из основных причин – недостаточная конкуренция. Рынок розничной торговли в стране контролируют несколько игроков.
В декабре 2017 года уровень инфляции в прибалтийской республике достиг отметки в 3,8 процента, свидетельствуют свежие данные Eurostat. Вместе с Эстонией Литва делит первое место среди стран еврозоны с наиболее стремительным ростом цен.
Годовая инфляция в Европейском союзе составила 1,7 процента. Литовская экономика обогнала этот показатель более чем в два раза.
Цены на жилье в Литве за год выросли на 8,5 процента. Рекордсменами по удорожанию квартир стали Каунас, Шауляй и Паневежис: стоимость квадратного метра в этих городах подскочила на 20 процентов – с 884 евро до 1123 евро.
Продукты питания в целом подорожали на 3,8 процента, однако цены на отдельные группы товаров росли куда быстрее. По данным Департамента статистики Литвы, стоимость сливочного масла и его производных выросла на 40 процентов, свежих и охлажденных морепродуктов – на 18,1 процента, свежих фруктов – на 10,3 процента, овощей – на 9,8 процента.
Если в начале 2017 года пол-литровая банка традиционного пива Švyturys в литовских супермаркетах продавалась за 85 евроцентов, то к декабрю ее цена возросла до 99 евроцентов. Сметана DVARO 30-процентной жирности и объемом 380 грамм в магазинах Rimi за год подорожала с 1,14 евро до 1,89 евро, 150-граммовая упаковка сыра DVARO – с 1,29 до 1,55 евро.
Ценник на услуги транспорта поднялся на 3,8 процента, образования – на 2,4 процента. На 7,3 процента стали дороже гостиницы и рестораны.
Результаты декабрьского социологического опроса, проведенного по заказу BNS, показали: рост средних доходов не компенсирует рост цен. Треть жителей Литвы сообщили, что в 2017 году они жили хуже, чем до этого. И лишь каждый десятый почувствовал в своем кошельке какую-то прибавку.
Основная проблема экономики – рост цен, полагают литовцы. Замеры «Евробарометра» показали, что 66 процентов жителей прибалтийской республики считают главным экономическим бичом удорожание услуг и товаров.
Политики отреагировали на народный ропот, стали искать виноватых. Депутат Сейма и бывший посол Литвы в США Жигимантас Павиленис обвинил предпринимателей. «Нужно во всем винить жадность и отсутствие контроля. Сети стали такими большими, что фактически стали влиять на политику, – заявил парламентарий в интервью LNK. – Маржа жадности велика. Почему бы не предложить честным сетям, если такие остались, напрямую назвать свои наценки…»
Рост цен в Литве объяснить не так просто, как кажется. На ценообразование влияет множество факторов. Непрозрачные наценки торговых сетей, наряду с налоговой политикой, – одни из базовых. Тут депутат Павиленис прав.
Особенно выпукло ценовая политика литовских торговых гигантов выглядит в сравнении с ситуацией в других европейских странах. Цены на одежду и обувь в Литве на четыре процента выше, чем в среднем по Европе, рассказывает руководитель отдела по ценам Департамента статистики Надежда Алеева. Одна и та же кожаная куртка в литовских магазинах Lidl стоит 77 евро, в Германии и Ирландии – около 60 евро, в Дании – около 67 евро, в Швеции – 63 евро, в Великобритании – 56 евро, а в Польше – всего 54 евро. Две трети цены в литовских торговых сетях – наценка посредников и торговцев.
Тем временем средняя почасовая оплата труда в прибалтийской республике достигает лишь 29 процентов среднеевропейского показателя.
Представители Lidl объясняют ценовую разницу размерами рынка. Литовцев немного, отчего якобы дорожает логистика. Однако более существенная причина неадекватных наценок торговых сетей – последствие недостаточной конкуренции. Небольшой рынок прибалтийской республики поделен между несколькими крупными торговцами. В сфере розничной торговли Литвы устоявшаяся олигополия. Сейчас 71 процент всего рынка контролируют четыре игрока. Литовские консерваторы уже обратились к Центробанку с просьбой разобраться: нет ли в ценовой политике торговых сетей признаков картельного сговора.
Но конкуренция обещает сужаться и дальше.
В случае запланированного объединения Rimi и Iki новому предприятию достанется рыночный кусок в 22 процента. Maxima удерживает 37 процентов. Таким образом, две компании будут контролировать практически 59 процентов рынка розничной торговли Литвы.
Ненормальная ситуация. Малому бизнесу, вокруг которого и должен формироваться средний класс, в таких условиях нечего ловить. Правила диктуют захватившие рынок гиганты. Они же манипулируют ценами, провоцируя рост неравенства, социального расслоения.
Что делать?
Спрашивать с Антимонопольной службы и депутатов парламента. Задача первой – не допускать картельных сговоров; задача вторых – с помощью того же налогового законодательства способствовать становлению реальной конкуренции, где будет место малому и среднему бизнесу.