Blogпост Blogпост

Роландас Паксас: «Я не боюсь говорить с Кремлем»

В эксклюзивном интервью Sputnik Литва бывший президент республики Роландас Паксас рассказал, что готов вернуться к власти в стране, а также о том, что Литве необходимо налаживать отношения с Россией.

После недавнего скандального интервью Sputnik Литва модельера Юозаса Статкявичюса (в котором тот заявил о том, что «происходящее в Литве уже невозможно терпеть»), у редакции возникли сомнения, согласится ли Роландас Паксас побеседовать с «кремлевским пропагандистским порталом», как часто именуют Sputnik.

Юозас Статкявичюс / Фото: ru.sputnik-news.ee

Тогда литовские пользователи соцсетей и местные СМИ набросились на Юозаса Статкявичюса только за то, что он посмел пообщаться со Sputnik Литва. Под раздачу попала и популярная писательница Рута Ванагайте.

Рута Ванагайте / Фото: svoboda.org
Как выяснилось, экс-президент Роландас Паксас, которого литовские СМИ не раз называли и «агентом Кремля» и «находящимся под влиянием Москвы», тоже считает себя патриотом Литвы.

— Я могу высказывать свое мнение, которое кому-то нравится или нет. Но я говорю то, что могу, и говорю так, как умею. Я считаю, что имею право критиковать, если в стране что-то делается не так. Но при этом я всегда был и остаюсь патриотом Литвы.

 Роландас, а вы не боитесь общаться со Sputnik Литва? Ведь потом и вас могут записать в «полезные идиоты Кремля». Как Юозаса Статкявичюса или Руту Ванагайте.

— Знаете, Дмитрий, при всем уважении к вам, я вряд ли поверю, что сейчас напрямую разговариваю с самим Кремлем. Но даже если бы это было и так, если бы вы действительно представляли московский Кремль, то я бы все равно с вами общался.

Мой любимый политик — Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании. Я больше всего уважаю именно его. Так вот: он никогда не избегал разговора с кем бы то ни было и всегда считал, что диалог – это лучше, чем молчание или какое-то презрение. 

Я стараюсь поступать так, как делал Черчилль. Разговаривать и убеждать – это всегда лучше, чем не разговаривать и не убеждать. Это во-первых.

Во-вторых, не стоит забывать, что люди, которых вы упомянули, вовсе не политики. И я не понимаю, почему они не имеют право высказать свое мнение. 

Правда, потом, к сожалению, начинается манипуляция общественным мнением. И всегда можно выдернуть слова из контекста и все перевернуть. У нас это умеют… 

Как бы там ни было, сила Литвы – в ее географическом положении. Мы должны работать и с Москвой, и с Вашингтоном, и с Берлином, и с Минском. Все наши народы должны дружить между собой. Дружить и делиться — культурой, различными достижениями и многим другим. 

Только в этом случае регион, который я представляю, будет таким, за который нам, живущим сегодня, не будет стыдно перед внуками.

— Но, судя по всему, в перспективе в Литве вообще может никого не остаться. Не только внуков, но и детей, а также их родителей. Демографическая ситуация чрезвычайно тревожная. У вас есть рецепт, как ее исправить? Раздаются призывы массово завозить мигрантов.

— Не думаю, что это спасет ситуацию. Те мигранты, которые прибыли по квоте, надолго не задерживаются. Они вскоре сбегают из Литвы в поиске лучших мест для проживания – и где выплаты побольше, и где теплее, и где родственники имеются.

Что касается нашей миграции, то она действительно огромная. Мы постоянно теряем жителей. По статистике, за годы независимости население сократилось уже на треть. 

Я всегда руководствуюсь по жизни одним правилом: если что-то делать, то надо реально делать. А у нас только говорят о проблеме, но ничего не делают. Но если говорить, что все плохо, от этого лучше все равно не станет. Чего уж тут удивляться, что ситуация только ухудшается.

— Что же следует предпринять?

— Хотя бы начать что-то делать. 

Важно понять, почему люди уезжают. Я уверен, что с большой вероятностью отток населения можно остановить. Как говорится, было бы желание. 

Тут даже не нужно изобретать велосипед – достаточно изучить мировой опыт. Многим странам удалось вернуть население.

А пока у нас соотечественников вспоминают по праздникам: мол, давайте, возвращайтесь, вы нам нужны. Но они ведь смотрят, какова ситуация в Литве, и видят, что ничего не меняется. Это касается и экономики, и других сфер. А если ничего не изменить, то люди никогда не вернутся. Поэтому я и говорю: чтобы делать – надо делать!

— Как вы в целом оцениваете ситуацию в Литве?

— Многим живется очень трудно. Что неудивительно, если взять средний заработок, среднюю пенсию или прожиточный минимум. 

Да, мы стали членом Европейского союза, однако по многим аспектам Литве нечем похвастаться. Мы занимаем «призовые места», но только снизу. Значит, что-то у нас делается не так. 

Если говорить о зарубежной политике, у Литвы далеко на самые лучшие отношения с соседями. Это касается не только России или Белоруссии, но и западных государств. 

Скажем, отношения с Польшей у нас явно напряженные. А должны быть намного лучше. Когда я стал мэром Вильнюса, то пригласил поляков в коалицию. То же сделал, когда стал премьером.

— Судя по всему, для Литвы сейчас «враг номер один» — это Россия.

— У меня много друзей в России, я провел там свои лучшие летные годы. До сих пор поддерживаю связи с коллегами. Среди них — чемпионы РФ и Европы. 

Между простыми литовцами и россиянами, уверен, нет никаких проблем, это политики нагнетают обстановку. Для них это игра, благодаря которой они хотят получать дивиденды. Так было всегда. И сто, и тысячу лет назад…

Моя позиция тут проста: жену можно выбрать, а соседа дает Бог! Я считаю, что с соседями всегда надо жить в мире и согласии. Нужно искать точки соприкосновения. Когда я, еще будучи премьером, приезжал в Москву, мы за одну встречу подписали между Литвой и Россией 12 договоров. Как тогда шутили, мы могли бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

— Каково ваше мнение по поводу закупок в США дорогого сжиженного газа? Литовские власти говорят так: зато мы энергетически независимы от России! Об этом, в частности, не перестает повторять как раз министр энергетики Жигимантас Вайчюнас.

— Полная чушь! Я не понимаю, как можно быть независимым в каком-то определенном секторе? Мы живем рядом, товары проходят через территории наших стран, едут люди, летают самолеты. Так давайте перекроем все дороги, воздушные коридоры, железнодорожные пути и прочее! И будет вам «транспортная независимость». 

Понятное дело, что это дурость. Власти должны работать так, чтобы была польза для людей. Надо думать головой. И если в России газ дешевле, то нужно его брать. А вместо этого у нас «зарываются в окопах». 

— В апреле 2004 года вы были досрочно отстранены Сеймом от высшей должности в государстве «за грубые нарушения Конституции Литовской Республики и президентской присяги». Однако в 2011 году Европейский суд по правам человека встал на вашу сторону.

— Да, в Страсбурге заявили, что все ограничения в отношении меня должны быть сняты. Прошло уже столько лет, однако Литва, которая замечает нарушения прав человека в других государствах, почему-то не замечает этого у себя. И полностью игнорирует признание Страсбургского суда.

С одной стороны, меня это «радует»: получается, политический истеблишмент до сих пор боится, что я могу стать президентом, если бы дорога была открыта. В любом случае, сегодня я стараюсь держать хорошую летную форму. Думаю, впереди еще будет борьба.

— Свой импичмент вы называли и заговором, и госпереворотом. Как вы считаете, виновные будут когда-либо привлечены к ответственности?

— Никогда не знаешь, как повернется история. Было время, когда людей у нас отправляли в ссылку в Сибирь. Они думали, что никогда не вернутся и не увидят близких. А потом возвращались в Литву, создавали семьи, радовались жизни. Так и сейчас. Не нужно падать духом. Я на сто процентов уверен, что придут лучшие времена. И тогда будут названы фамилии конкретных виновников. Из неправды не может получиться правда, из несправедливости не получится справедливость. 

Да, то, что со мной сделали в 2004 году, я считаю заговором и госпереворотом. Даже если все это было прикрыто изящными фразами. Но рано или поздно общественность все равно узнает, кто за этим стоит.

Роландас Паксас родился в 1956 году в Тельшяйе. В 1974—1979 годах учился в Вильнюсском инженерно-строительном институте. В 1984-м окончил Ленинградскую академию гражданской авиации. Был в сборной по высшему пилотажу как своей республики, так и Советского Союза. Он стал первым руководителем европейского государства, который ушел с поста в результате импичмента. В 2009 году Паксас стал депутатом Европарламента.

Оригинальная статья