Blogпост Blogпост

Три фронта для России: как Вашингтон будет раздувать огонь хаоса в Центральной Азии

Заявление американского генерала Бена Ходжеса о том, что в течение четырех-пяти лет Россия будет вести войну одновременно на три фронта, это не только свидетельство признания растущей военной мощи Москвы, но и своего рода обещание Вашингтона добиться прохождения всех трех фронтов у границ России.

На фоне неизбежного подъема Китая и предстоящего обострения финансового кризиса с сопутствующим сдуванием пузырей в связи с обесцениванием активов единственным для Америки способом удержать свое глобальное господство становится ослабление противников. Для достижения этой цели Вашингтону необходимо посеять хаос в бывших советских республиках, граничащих с Россией.
В этой связи Россия неизбежно вступит в полосу трансграничных конфликтов и кризисов. Первый фронт уже создан на Украине. Второй, по всей видимости, будет основан на трениях Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха, а третий, безусловно, будет открыт в Центральной Азии. 

Если война на Украине привела к миллионам беженцев, десяткам тысяч погибших, уничтожению целых городов, то «размораживание» карабахского конфликта полностью подорвет российскую внешнюю политику на Кавказе. 

Сегодня любой город в Центральной Азии находится под угрозой терактов и атак. До сих пор этот многообещающий фронт не получал должного освещения в СМИ в связи с доминированием темы «Новороссии» в информационном поле. Но этот театр военных действий может стать одним из самых сложных после украинского конфликта.

Второй Халифат в российском Закавказье

В Афганистане наметился устойчивый тренд на сближение Талибана («Движение Талибан», запрещено в РФ) и Исламского государства, дестабилизирующий регион в целом. Даже если их сближение находится на начальной стадии, о чем свидетельствует фрагментарная информация, а подлинный масштаб деятельности эмиссаров Исламского государства неясен, все это похоже на верхушку айсберга.
Была установлена активная роль этих эмиссаров в Пакистане и южных афганских провинциях, контролируемых Талибаном. В данном контексте первой жертвой хаоса в Афганистане является Пакистан, который, по настоянию Америки и с ее помощью, выпестовал движение Талибан в 80-х годах. В результате проект зажил самостоятельной жизнью, став непреходящим кошмаром для Исламабада, который в последнее время решил сблизиться с Китаем и Россией. Этот тренд прослеживается в атаках Талибана на пакистанские школы, где учителям теперь разрешается носить оружие, в регулярных арестах террористов в крупных городах, а также в поддержке враждебных Талибану племен на севере страны.
Последние юридические инициативы в Пакистане конкретизировались в конституционных поправках, наделяющих военные суды более широкими полномочиями, в том числе — и в отношении гражданских лиц. По всей стране происходят задержания террористов, исламистов, а также симпатизирующих им. Только на северо-западе страны имело место более 8 тыс. арестов, включая представителей духовенства. Религиозные организации были запрещены, а эмиссары Исламского государства — арестованы.

Америка проводит диверсифицированную внешнюю политику, что означает одновременную поддержку как властей Афганистана, чтобы на легальных основаниях оставаться в стране, так и Талибана, который сам трансформируется в Исламское государство. 

Результатом будет хаос, в котором американцы формально не принимают прямого участия, а лишь наблюдают со своих военных баз за тем, кто из враждующих сторон одержит победу — той Вашингтон затем и окажет поддержку. Стоит напомнить, что американские спецслужбы эффективно поддерживали на протяжении долгого времени Талибан: многие официальные лица в афганских спецслужбах и полиции являются бывшими талибами и моджахедами.

Способы дестабилизации

Чтобы дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии, первым делом необходимо создать напряжение на границах с угрозой проникновения в регион моджахедов. Пробные «шары» уже были: проблемы возникли в Туркменистане, который даже обратился с просьбой к Кабулу приостановить широкомасштабные военные операции в приграничных провинциях. Таджикистан вынудил Талибан вести переговоры по освобождению похищенных пограничников. В то время как таджикская погранслужба заявила о скоплении большого количества моджахедов у своих границ.

В последнее время все страны, граничащие с Афганистаном, усилили пограничную безопасность.

Вторым способом обострения ситуации является заброска исламистов в страну. Процесс уже начат: за последний год число экстремистов только в Таджикистане выросло втрое. Даже при текущей работе местных спецслужб по их отслеживанию и задержанию арестовать всех просто не представляется возможным. В дополнение ко всему ситуация усугубляется возвращением в связи с кризисом трудовых мигрантов из России обратно на родину, что будет только способствовать расширению вербовочной базы. Если поток денежных переводов из России иссякнет, результатом может стать народное недовольство и управляемые массовые беспорядки.
По данным киргизского эксперта Кадыра Маликова, за последнее время одно из военизированных подразделений Исламского государства, Мареваннахар, получило 70 млн. долларов США для ведения террористической деятельности в регионе. Особый акцент делается на подрывную деятельность в самом сердце Центральной Азии — Ферганской долине.
Другой уязвимой точкой являются парламентские выборы в Кыргызстане, которые должны состояться этой осенью. Инициация новой волны оранжевых революций приведет к хаосу и дезинтеграции стран.

Самоокупающиеся войны

Ведение войн является дорогим предприятием, в этой связи дестабилизация в регионе должна самоокупаться, а еще лучше — быть прибыльной для американского военно-промышленного комплекса. На этом направлении Вашингтон добился определенных успехов: американцы отдали Узбекистану 328 единицы бронированной техники, которую ранее затребовал Киев для ведения войны с Новороссией. На первый взгляд сделка не является прибыльной, так как речь идет о безвозмездной передаче, но в действительности она связывает Узбекистан с Америкой с точки зрения поставки запчастей и вооружений. Такое же решение было принято Белым домом и в отношении Исламабада.
Вместе с тем американские усилия в этой области не всегда продуктивны. Так, попытки навязать Индии собственные стандарты в области военно-технического сотрудничества не увенчались успехом: индусы не подписали с Обамой каких-либо контрактов, вместо этого на параде американскому президенту была продемонстрирована российская техника.

Сегодня США втягивают страны в регионе в войну со своими протеже – Талибаном и Исламским государством, одновременно снабжая оружием их противников.

Широкомасштабная дестабилизация

2015 г. станет периодом подготовки широкомасштабной дестабилизации в Центральной Азии и трансформации Афганистана и Пакистана в поле деятельности Исламского государства на границах России, Индии, Китая и Ирана. Начало полномасштабной войны, неминуемо последующей за хаосом в регионе, приведет к кровавой бане на «Евроазиатских Балканах», автоматически втянув в конфликт треть мирового населения стран, которые рассматриваются Вашингтоном в качестве угрозы своей гегемонии. Вряд ли Вашингтон откажется от такой «замечательной» возможности.
Российский ответ на эти вызовы должен быть многовекторным: вовлечение региона в евразийскую интеграцию, оказание военной, экономической и политической помощи, тесная работа с союзниками в рамках Шанхайской организации, а также БРИКС, содействие в укреплении пакистанской армии, сотрудничество по линии спецслужб в поимке эмиссаров Халифата.

Но самым главным ответом должна стать ускоренная модернизация российских вооруженных сил, а также сил союзников с одновременным усилением взаимодействия в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, которую необходимо превратить в равного партнера давно дискредитировавшего себя СБ ООН.

Центральноазиатский регион крайне важен: если Украина является фитилем для разжигания войны, то Центральная Азия — целым складом боеприпасов. Если он взорвется, то пострадает половина континента.


Оригинальная статья