Нередко дети из русскоязычных семей учатся в латышских школах, осваивают латышский язык и, бывает, владеют им даже лучше, чем их латышские сверстники. Тем не менее, латышские дети зачастую относятся к русским презрительно. А их родители выдвигают претензии школе – как так может быть, что этот «krievulēns» знает латышский лучше, чем их дети? Что-то, значит, неладно с преподаванием!
Дома школьник из русской семьи, плача, заявляет, что в латышскую школу он больше ни ногой. И родители спешно ищут школу, в которой обучение ведется на русском.
Один человек, занимающийся вопросами демографии, на латвийском телевидении с видимым удовольствием рассказывал: бывает, что русские родители в графе о национальности новорожденного пишут «латыш».
Но потом их ребенок пойдет в латышскую школу, а там его наверняка будут третировать, унижать и приставать с вопросом: твои отец и мать русские, как же ты стал латышом?
История повторится, ребенок в слезах вернется из школы и задаст тот же сакраментальный вопрос: «Вы, мама и папа, русские, так почему же вы написали, что я латыш?». И тоже откажется ходить в латышскую школу. Так в семье назревает трагедия. Не исключено, что подростком или чуть позже ребенок покинет родителей, а потом вообще не захочет знаться с ними. И родители ничего или почти ничего не будут знать о своем ребенке. Это не выдуманная мной ситуация, я сам знаю такие истории.
В птичьем мире, если у аистов появляется третий малыш, его выкидывают из гнезда с высоты где-то в 8-10 метров, птенец гибнет и становится кормом для других животных. Так и родители, по своей воле меняющие национальность ребенка, по сути дела, выкидывают своего малыша из гнезда – из семьи. Я напомню, что в православных русских семьях родители испокон века крестили ребенка, растили его и укрепляли в православных семейных традициях, и эти традиции не менялись на протяжении сотен лет вопреки всем внешним давлениям. Так же, как, скажем, православная литургия или особенности архитектуры православных храмов.
Но в любом случае дети прежде всего должны научиться языку матери, в данном случае – русскому языку, и уважать свой народ и государство. Как это делают, например, поляки. Заброшенные по воле судьбы на чужбину, они и там призывают своих братьев-католиков не забывать собственных корней и традиций. Это вызывает, как правило, не отторжение, а уважение со стороны людей страны, в которой они оказались.
Кто дал нам право оскорблять, обижать людей какой бы то ни было национальности? Нет у нас, латышей, такого права. Тем более, что в войну тысячи латышей, особенно те, у кого руки были по локоть в крови, ушли из страны вместе с немцами, а потом рассеялись по миру. А в современной Германии я лично посетил «как бы латышские» семьи. «Как бы» потому, что дети в этих семьях, а тем более внуки, стыдились признаться, что их отцы и деды – латыши. Латвия их не интересовала, они о ней знать ничего не знали.
Из уст национал-фашистски настроенных латышей в адрес русских людей часто звучит – «оккупанты», «ватники». А из уст депутата Сейма Эдвина Шноре раздалось и вовсе оскорбительное – «русские вши». Разумеется, оскорбились и русскоязычные, и не утратившие способности здраво и достойно мыслить латыши.
В результате депутаты парламента Янис Адамсонс и Игорь Пименов направили заявление в комиссию Сейма по этике, считая, что высказывания Эдвина Шноре содержат признаки разжигания межнациональной розни. Но поразительно: в Нацобъединении не только достаточно известная Янина Курсите, но и сравнительно молодой еще депутат Райвис Дзинтарс выступили в защиту Шноре. Чего же, скажите, ждать от их детей и внуков, воспитанных в соответствующем «национальном» духе?
Есть и другие, совершенно дикие примеры. В июне прошлого года ко мне пришла православная женщина и попросила о богослужении в память ее родных. Мы разговорились, и она рассказала мне, что сын ее сестры, ученик 3 класса латышской школы, яростно пытался убедить ее в том, что в России нет демократии.
На вопрос, почему он так считает, мальчик ответил: потому что президент Владимир Путин запретил гомосексуализм, однополые браки. Кто ему про это рассказал? Оказалось, учительница латышской школы, в которой он учится.
В 2013 году латвийский министр благосостояния Илзе Винькеле настойчиво выступала за то, что детей в школах надо учить терпимости и принятию гомосексуализма. Правда, активность министра не увенчалась успехом. Оказалось, что в латвийском Сейме, в обществе есть еще люди, не гнущие чуть что спины.
Против гомосексуализма восстала общественность и все религиозные конфессии, в особенности кардинал Янис Пуйятс.
Комиссар Европарламента по правам человека Нилс Муйжниекс, прекрасно знающий реальную ситуацию в Латвии, тем не менее уговаривал депутатов повлиять на несговорчивых, признать и подписать Стамбульскую конвенцию по борьбе против насилия над женщинами, но фактически узаконивающую «третий пол» и гомосексуальные браки. Однако Нилсу Муйжниексу пришлось с пустыми руками вернуться в Брюссель.
Мы знаем, что мусульмане во имя попадания в царствие небесное тоже борются против гомосексуализма. Ненавидят они особенно тех, кто публично, в общественных местах, на улицах и в парках в присутствии других людей демонстрируют свои интимные отношения либо публично заявляют, что они геи. В их поле зрения попал и министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич, занесенный в списки тех, кто, по мнению радикальных исламистов, подлежит уничтожению.
Разумеется, ничего подобного, слава Богу, в Риге не случилось. Но как, скажите, расценить сказанное на телевидении премьер-министром Лаймдотой Страуюмой:
«Пусть приезжают мигранты, пусть, но только – не русские…».
Что ж, если осуществятся призывы Лаймдоты и к нам приедет много мусульман, у Эдгарса Ринкевичса и впрямь могут быть проблемы…
К несчастью, наша Латвия послушно принимает и поддерживает все, что идет с Запада, в том числе моральную нечистоту. Если и дальше так пойдет дело, мы окажемся на краю гибели.
Справка RuBaltic.Ru:
Константин Боярс. 86 лет. Латыш. С 1994 года – католический священник. Учебу в духовной семинарии совмещал с освоением юриспруденции в Латвийском государственном университете. Выступил с критикой действий латвийских властей на недавнем массовом митинге в защиту русских школ, чем вызвал большое одобрение со стороны участников митинга и недовольство «национально озабоченных» граждан.