Расходы на оборону доведут Латвию до уровня «банановой республики»
ПартыZанская праўда
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс в ходе внешнеполитических дебатов Сейма в конце января заявил о необходимости увеличения оборонных расходов Латвии до 2,5% валового внутреннего продукта (ВВП). В конце марта кабинет министров Латвии одобрил предложение постепенно увеличить бюджет Минобороны до 2,5% ВВП. В 2023 году оборонный бюджет страны предположительно достигнет 2,25% ВВП.
Давайте разберемся, как такие колоссальные вливания из бюджета в нашу «могучую» армию скажутся на гражданах Латвии. И как уже сейчас власти пытаются залатать дыру в национальном бюджете после увеличения военных расходов.
Цены
Как же латвийцы ощущают увеличение военного бюджета, каждый день заходя в магазин? Подорожали сыр и творог (на 23,1%), молочные продукты (на 24,2%), хлеб (на 13,7%), мука и крупы (на 39%), макаронные изделия (на 23,2%) и рис (на 25,2%).
Так же дороже стало мясо птицы (на 19,1%), свежие фрукты (на 14,8%), кофе (на 14,8%), растительное масло (на 37,1%), мороженое (на 20,1%), вяленое, соленое и копченое мясо (на 3,8%), мясные продукты (на 11,2%), сливочное масло (на 14%), сахар (на 16,4%), варенье и мед (на 12,4%), рыба и морепродукты консервированные или переработанные (на 9,6%).
«Нет такого продукта, про который я могу сказать — его стоимость не вырастет. Так как Латвия далеко не является мировым экспортером дорогостоящих ресурсов, логичным будет повышение цен. Уже к середине этого года цены на отдельные товары вырастут вдвое или больше», — такой прогноз дала руководитель Центра содействия развитию сельскохозяйственного рынка Ингуна Гулбе.
Повышение цен на услуги ЖКХ — это отдельная трагедия латвийских налогоплательщиков.
Получается, что, повышая цены, правительство таким образом закрывает брешь, вызванную увеличением военного бюджета страны. То есть, каждый латвиец, заходя в магазин и покупая жизненно необходимый товар по таким варварским ценам, или оформляя кредит в банке для оплаты услуг ЖКХ, тем самым дает старт новым учениям НАТО или вкладывается в покупку подержанной, зачастую неисправной западной военной техники.
Коррупция
Коррупция в любом секторе отрицательно влияет на развитие страны в целом, а её проявления в национальных вооруженных силах, которые предназначены для защиты населения, особенно опасны. Армия является одним из наиболее закрытых государственных институтов.
С одной стороны, это вполне обоснованно, учитывая задачи, стоящие перед военной организацией, с другой — это создает благодатные условия для произвола и коррупции. Это обуславливается тем, что в силовых структурах коррупция часто скрывается завесой таинственности и конфиденциальности, пока не возникнет кризис и шумный скандал, а последствия слишком велики и чаще необратимы.
Надеемся, что наши читатели и подписчики помнят, с каким масштабом латвийские СМИ не так давно пиарили новость о том, что ВВС Латвии отремонтировали третий «кукурузник», оставшийся со времен СССР: «Ремонт биплана обошелся казне всего в 491 333 евро и был выполнен на месте, в ангаре предприятия Aero Restoration на историческом аэродроме Спилве!».
Это при том, что на модернизацию военной техники в Латвии ежегодно выделяется около 0,3 всего военного бюджета. Законный вопрос — где остальные деньги?
Как бы с таким положением дел Латвии не скатиться до уровня «банановой республики». А все основания для этого есть…
К чему приводит увеличение оборонного бюджета: пример Южного Судана
В первые годы независимости в Южном Судане, правящая элита перенаправляла доходы от продажи нефти на финансирование «своих» людей за счет расходов оборонного сектора. Огромный военный бюджет использовался для выплаты довольствия 230 000 «своих» солдат и бойцов вооруженных формирований.
В то же время у других ведомств забирали бюджеты и ресурсы в пользу оборонного сектора (что мы сейчас по сути и наблюдаем в Латвии). В течение нескольких лет схема «свой-чужой» в Южном Судане работала и насилие было под контролем. Но вскоре, из-за снижения мировых цен на нефть, объемы производства сократились, а доходы снизились. За год страна погрузилась в гражданскую войну и гуманитарный кризис.
В настоящий момент самые быстрые темпы роста оборонных расходов наблюдаются в тех странах, где стандарты управления в сфере обороны самые слабые. Также во многих странах, где расходы на оборону растут, создание эффективных надзорных механизмов не поспевает за ними.
Оборонные бюджеты по большей части непрозрачные и освобождаются от внешних проверок, а закупки вооружений и техники редко хорошо планируются и не способствуют повышению эффективности вооруженных сил.
Поэтому в Латвии однозначно необходим жесткий и объективный контроль над расходами в сфере обороны, только не со стороны насквозь коррумпированных дельцов от политики.
Таким образом, для Латвии, как для страны, взявшей на себя обязательства по увеличению оборонного бюджета, важно не повторять ошибок африканских «держав». Однако, исходя из стремительно растущих цен на товары и услуги первой необходимости и перераспределения средств (в убыток системе образования в пользу силового блока), следует сделать вывод, что власти неуклонно ведут Латвию именно по такому пути…