«Нам все кругом должны!»: как ведут себя украинские беженцы в Прибалтике
Дмитрий Петровский
Видео, где украинская женщина в Латвии тычет в лицо незнакомым людям своим украинским паспортом и требует, чтобы на этом основании для неё что-то немедленно сделали и ей что-то дали, — это самое мягкое из десятков и сотен, что можно найти в интернете.
Есть другое, где такие же беженцы разбили унитаз в квартире приютившего их хозяина и изрисовали пол свастиками вперемешку со «Слава Украине!». Есть рассказы про то, как в другой квартире стены исписали лозунгами про русский корабль. Есть интервью, опубликованные в западных СМИ, о том, что приехавшие не принимают той работы, которую им предлагают. Хотят «по специальности», сразу врачами и руководителями.
И есть глухое, уже знакомое мне по прошлому миграционному кризису недовольство, которым в соцсетях бурлят европейцы.
Я не осуждаю и не злорадствую. Людей, бежавших с Украины, можно и нужно понять. Во-первых, им страшно. Во-вторых, их прежняя жизнь рухнула. А в-третьих, западные политики и звёзды за прошедший месяц делали всё, чтобы они поверили: Украина сейчас — это центр мира. Стоит им приехать — и им отдадут отнятые у русских олигархов дворцы, выплатят замороженные в западных банках русские миллиарды, с ними споют Мадонна и Pink Floyd.
Они приезжают в Прибалтику, ближайшие к границе страны — а там русские. Много русских. Которые живут как жили, которые не торопятся вставать на колени и просить прощения, которые, может быть, и хотели бы помочь, но уж точно не готовы отдавать последнюю рубашку. И которым, кстати, в атмосфере беспрецедентной русофобии тоже не слишком легко.
В 2014-м Украина раскололась на Восток и Запад, на про-Россию и анти-Россию. И Восток восемь лет сидел под «Градами» и «Точками-У», жил в бомбоубежищах, терял близких и был совершенно невидим для тех же людей, что сейчас вешают себе на аватарки украинские флаги.
Восток знал, что полагаться можно только на себя, и даже теперь, когда русские наконец пришли, смотрит на происходящее с недоверием. Запад Украины, которому за эти годы были обещаны членство в Евросоюзе, поддержка НАТО, дружба, любовь и чего только не, пришёл на настоящий Запад и теперь требует всё это и ещё больше. Они, в отличие от молчаливого Донбасса, сумели превратить горе в звёздный час.
Кто не скачет — тот москаль. Кто не отдал последнее — тот русский военный корабль. Кто не кается — тот Гитлер.
Жители Латвии, Литвы, Эстонии пока сдержанно наблюдают. Но, не ровен час, начнут и задумываться: а так ли этот самый военный корабль был неправ?