Повар сельской столовой в Литве, которая организует питание прибывших в страну мигрантов, рассказала, что в полученных назад термосах находили мочу и даже экскременты. Мало того, что привезенная еда неоднократно на глазах у женщин-поваров выбрасывалась прямо на землю или в унитазы, нередко емкости с нетронутой пищей возвращали назад. Об этом рассказали жители Лаздийского района, общины Науйои Кирсна, которые две недели готовили еду для мигрантов, расселенных в населенном пункте Капчаместис.
Повар Жидре Шимеляускене, по ее словам, поведением мигрантов просто шокирована.
«Мы в Лаздийском районе предложили самую низкую цену — 14 евро на человека в день. Нас буквально упрашивали принять участие в конкурсе, поскольку никто больше не согласился или же предлагали высокие цены, а питание нужно было организовать в срочном порядке», — сказала женщина.
Сельская община оборудовала столовую для мигрантов — в рамках социального проекта, осуществляемого на деньги муниципалитета и структурных фондов ЕС. Шимеляускене сказала, что по вопросу меню и продуктов их консультировали служащие Службы охраны госграницы.
«Нас предупредили — никакой свинины, никаких жиров растительного происхождения, а также соблюдение всех стандартов полноценного меню», — рассказала повар.
Говяжье рагу с овощами, морская щука с рисовой кашей, овощной суп-пюре, омлет, макароны с овощами, хлеб, пироги, чай, молоко, творог, йогурт, сладкие творожные сырки, фрукты, мучные изделия с растительными жирами — такой рацион был предложен мигрантам в первые дни.
«Цена услуги, кажется, немаленькая, тут все говорят, что накормили бы за 5 евро. Так пусть накормят! Мы учли, что среди мигрантов есть дети, старики, женщины, взрослые люди. Есть определенные нормы для взрослого человека жиров, белков и углеводов. Поскольку не все продукты можно использовать, надо было хорошо подумать, что готовить. Нам казалось важным и то, как доставить эту еду, ведь 4 раза в день ее надо было возить, а это 60 км — это тоже стоит, стоит и одноразовая посуда, термосы для транспортировки, продукты, налоги, зарплаты», — перечисляла женщина.
По ее словам, когда мигранты первый раз вернули термосы, в них обнаружили жидкость желтого цвета. Сначала работники столовой подумали, что в термосах что-то мыли. Но в следующий раз они обнаружили экскременты — и тогда поняли, что в первый раз в термосе была моча. Таков был «ответ» мигрантов на пищу, которую им возили.
«Одни из мигрантов — семьи иракцев, приятные, благодарят, едят привезенное, но культура питания у них другая. Они просят рис, макароны и молоко. Другие — молодые люди, требовали чипсов и копченых куриных крылышек, а лучше всего — кока-колу с гамбургерами. Hamburger — кричали нам, когда мы привозили пельмени ручной работы с курятиной», — рассказала Шимеляускене.
Она добавила, что обратила внимание на формирование у мигрантов неформальных структур. Особенно выделялась группа молодых людей, видимо из Африки.
«Такое ощущение, что они там ввели свой порядок. Женщины для них — пустое место. Они регулируют, кому есть, что есть и, видимо, там уже формируются какие-то группы: кто лидеры, а кто — прислуживают им. Было 5−6 таких молодых людей, вторые сутки я их уже не вижу. Думаю, это те, которые потом сбежали. Они пренебрежительно относились и к нам и к другим мигрантам», — сказала женщина.
Она добавила, что не знает, кто сейчас будет организовывать питание мигрантов — в пятницу истекает срок договора с муниципалитетом.
«Спасибо за опыт, как говорится. Я бы никогда не поверила тому, что видела своими глазами, если бы мне просто рассказали. Я не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, жалко людей, они бегут из дома, от бедствий, несчастий, войны… Но когда ты им возишь еду, даешь кров, наши женщины игрушки для детей собрали, одежду, я отвезла, так, извините, как в душу плюнули», — поделилась опытом Шимеляускене, отметив, что ее не удивляет негативное отношение литовского общества к мигрантам.
Добавим, что жители Капчяместиса крайне негативно восприняли известие о размещении у них мигрантов.
«В городе царит напряженность. Мы не против помощи, но нас обижает то, что сообщество не было проинформировано об этом. Мы до сих пор не знаем, к чему готовиться и чего ждать, как долго они здесь пробудут. Нам уже пришлось закрыть дошкольную группу, потому что мы передали помещения под нелегальных мигрантов», — сказала сотрудница городской администрации Рамина Караускене.
В начале месяца в школе Капчяместиса поселили почти 100 нелегалов, в основном это молодые люди из Камеруна, Мали, Гвинеи. Изначально здесь размещались семьи с детьми из Ирака и Сирии, но потом их перевезли в лагерь беженцев в Пабраде.
В школу Капчяместиса доставили спальные мешки, матрасы, пограничники также позаботились о временных кроватях для женщин и детей из числа беженцев. Мужчины размещены в спортзале школы.
«В последний раз я ел два дня назад», — сказал один из мужчин, доставая рыбные консервы из корзины, банку жареной фасоли, кусок пирога и печенье. На вопрос, знают ли они страну, в которой находятся, беженцы из Камеруна кивают головой — Литва. Один из собеседников представился «студентом, приехавшим в Минск легально». Он заверяет, что прибыл из Камеруна в Белоруссию по студенческой визе. Однако не скрывает — целью был не Минск, а Англия. На вопрос о том, платили ли они кому-то деньги за нелегальное прохождение границы Евросоюза, отрицательно мотают головой.