В Литве произошла безобразная история, в которую против своей воли оказалась вовлечена многолетний председатель местной Ассоциации педагогов русских школ, учитель истории Элла Канайте. Учительницу с тридцатитрехлетним стажем работы обвинили в том, что она является «агентом Кремля». После обрушившегося на неё грязного вала оскорблений и угроз убийства педагог слегла с сердечным приступом и вынуждена была уволиться из русской гимназии в Вильнюсе, где она трудилась.
Фотография с Медведевым, как компромат
Тут надо отметить, что литовские «патриоты» назначили почтенного педагога «врагом» уже давно. Сама Элла рассказывает следующее: «В 2015 году я оказалась на страницах ежегодника литовского Департамента государственной безопасности. Там моё имя назвали среди тех, кто якобы представляет угрозу национальной безопасности Литвы. В качестве "доказательства" опубликовали мою фотографию ещё за февраль 2012 года, на которой я стою рядом с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. В том году я ездила в Москву, чтобы получить медаль Пушкина. Ею награждают граждан разных стран – за заслуги в области культуры и искусства, просвещения, гуманитарных наук и литературы, за вклад в изучение и сохранение культурного наследия, за содействие сближению и взаимообогащению культур разных наций и народностей. Вместе со мной такие же медали Пушкина из рук Медведева в тот раз получили граждане Молдавии, Бразилии, Японии и Сирии».
Имея на руках столь мощное «доказательство», литовский Департамент госбезопасности обвинил скромную учительницу в том, что она действует в интересах «мягкой силы Кремля» и распространяет «российскую пропаганду».
В 2016-м Канайте снова попала в ежегодник ДГБ. На это раз ей поставили в вину то, что она занималась организацией семинаров для русских учителей, помогала детям из Литвы поступать в вузы РФ, устраивала им экскурсии в российские города. Это, с точки зрения литовских властей, очевиднейшие преступления.
Новый этап мытарств Э. Канайте начался в нынешнем году, когда её деятельностью заинтересовался известный в Литве провокатор-шоумен Альгис Раманаускас. Этот человек, безосновательно называющий себя журналистом, любит выискивать мыслепреступления (к числу которых в нынешней Литве относится, в частности, демонстрация недостаточно патриотически восторженного образа мыслей) и устраивать травлю людей, которых он считает «совками» и «ватниками». Особенно он прославился в своё время, когда в эфире радиостанции Žinių radijas, где работает ведущим, предлагал швырнуть бомбу в толпу людей, пришедших в Вильнюсе на концерт российского поп-исполнителя Филиппа Киркорова, – мол, это всё потенциальные предатели Литвы.
«Смакуя подробности, автор описывал, как куски мяса фанов Киркирова разлетаются в разные стороны, злорадно упоминая в пренебрежительной и хамской форме представителей русскоязычного населения – по его словам, "собак и дерьма". После того как на это кровавое пристанище соберутся родственники и друзья погибших, он предложил взорвать ещё одну бомбу. Специальная, замедленная бомба, которая хитро запрятана, должна взорваться через несколько минут после первой, когда соберутся спасатели, медики и родственники погибших. И вот тогда Литва свободно вздохнёт и начнёт свой новый светлый этап», – с негодованием описывала человеконенавистнические фантазии нациста Раманаускаса депутат горсовета Вильнюса Ромуальда Пошевецкая.
Тот же Раманаускас в публичном пространстве недавно заявил, что «русская музыка является преступлением против христианской цивилизации» и предложил «криминализировать исполнение песен на русском, приравняв это к публичной экспозиции своих гениталий».
Не так давно, выступая в эфире Žinių radijas, Раманаускас выдал еще одно «глубокомысленное» рассуждение: «После аннексии Крыма у меня создалось впечатление, что русские гимназии в Вильнюсе , в частности гимназии Софьи Ковалевской, Василия Качалова и другие схожие, где учатся наши "русюкай", стали очагами русофашизма».
Страницу в «Фейсбуке» изучали сквозь увеличительное стекло
Чтобы обнаружить этот самый «русофашизм», Раманаускас готов просматривать анкеты русских учителей в соцсетях сквозь увеличительное стекло. Естественно, персона Эллы Канайте, человека, возглавляющего Ассоциацию педагогов русских школ Литвы и уже попадавшего в справки ДГБ, заинтересовала «охотника на вату» в первую очередь.
И разумеется, если ты очень хочешь отыскать какую-нибудь «крамолу», ты её отыщешь – как получилось и в данном случае.
Изучая страничку Канайте в соцсети Facebook, Раманаускас увидел вывешенную учительницей (без всяких сопроводительных комментариев с её стороны) ссылку на статью о Второй мировой войне.
В этой статье, помимо собственно текста, приводилась карта, на которой указывались государства Европы, чьи воинские части воевали на стороне вермахта. «Этот материал показался Раманаускасу "вражеским", и он обвинил меня в намеренной "фальсификации истории". В разоблачительном пылу он предпринял дальнейшие "раскопки" моей страницы, и нашел ещё одну ссылку, подвешенную мною в позапрошлом году. Ссылка вела на статью российского историка, рассказывающую о событиях, связанных с введением советских войск в Польшу в 1939 г. Опять же, никаких своих комментариев к этой статье я не оставляла. В своё время я вывесила её у себя с единственной целью – собиралась прочитать эту статью попозже и не хотела, чтобы ссылка затерялась. Причём ссылка эта никого из моих знакомых в "Фейсбуке" не заинтересовала, под ней не было ни одного комментария или даже лайка...» – повествует учительница.
В сегодняшней Литве, вся идеология которой пронизана ненавистью к СССР и советским солдатам, Канайте оказалась очень удобной мишенью.
Ведь она-то как раз не скрывает своего уважения к советским солдатам, разгромившим нацизм. Раманаускас объявил, что Канайте старается привить свои взгляды детям в школе, а это, с его точки зрения, уже повод для расправы с неугодным педагогом.
Самое страшное состоит в том, что у «борца с ватниками» есть в интернете огромная армия читателей, подписчиков и комментаторов из числа таких же «патриотов Литвы».
«Когда я посмотрела, что они пишут обо мне, то стало физически плохо. Угрозы, оскорбления... "Ватница", которую следует "сослать в Сибирь" – это ещё самое безобидное. Некоторые заявляли, что я достойна, дескать, "пули в лоб".
Некоторые оскорбляли меня и по антисемитской линии… Я никак не могла поверить, что подобное происходит в стране, называющей себя частью демократической Европы, в цивилизованном XXI веке, а не в дремучем средневековье. Какая у меня была гарантия, что кто-то из них не попытается осуществить свои угрозы на практике?» – риторически вопрошает учительница.
Она убрала со своей странице в «Фейсбуке» все записи, но это уже не спасло ситуации. А вскоре в дело вмешался министр образования Альгирдас Монкявичюс. Но вместо того чтобы взять под свою защиту педагога, подвергшегося бесстыдной нацистской травле, он поблагодарил Раманаускаса за «информацию» и пообещал «разобраться в ситуации». Монкявичюс распорядился, чтобы директора гимназии, в которой работала Канайте, вызвали на беседу.
«А на меня налетела журналистская братия – телевизионщики, сотрудники печатной прессы… У меня на разные голоса выпытывали: как, дескать, я могу преподавать детям историю, если не являюсь "патриотом Литвы"? Я старалась всем объяснить, что имею гражданство Литвы, что уважаю свое государство и никогда никакой "подрывной работой" не занималась. Мои корни отсюда, я могу проследить своих предков на территории Литвы вплоть до XVI века! У меня спрашивают: "Тогда почему вы читаете статьи российских историков?" А что, это где-то кем-то официально запрещено?» – возмущается моя собеседница.
Угроза вполне реальна
Руководство гимназии было вынуждено объявить Э. Канайте предупреждение за «нарушение кодекса этических норм работника школы» – и сначала была надежда, что этим всё и обойдется. Но нет, не обошлось. В дело вмешался одиозный депутат Сейма, член партии «Союз отечества – Христианские демократы Литвы» Лауринас Кащюнас, известный своими многочисленными русофобскими заявлениями. «Кащюнас начал бомбардировать вильнюсский городской департамент образования запросами: почему я до сих пор работаю в государственной школе? Он заявлял, что педагог, попавший в справки ДГБ, не может преподавать историю в литовском учебном заведении», – повествует Канайте, быстро понявшая, что ни на какую защиту от государства ей рассчитывать не приходится.
В гимназии ей предложили пройти повторную учительскую аттестацию с приглашением «независимых экспертов».
Было понятно, что «независимые эксперты» сделают все возможное, чтобы найти любой повод, зацепку, позволяющую объявить, что Канайте больше не должна преподавать.
У Эллы – больное сердце. В результате развернутой против неё травли недуг обострился, и учительнице пришлось взять на две недели больничный. В покое её не оставили – угрозы продолжали раздаваться. И тогда она приняла решение уволиться из гимназии. Пошла на этот шаг с большим сожалением – стараниями Раманаускаса и Кащюнаса она получила фактически «волчий билет», а допенсии осталось ещё восемь с половиной лет.
«Нет, она далеко не из трусливых. Элла Канайте более пятнадцати лет возглавляет Ассоциацию учителей русских школ Литвы и не раз выступала на различных международных конференциях, аргументированно и взвешенно отстаивая право детей нацменьшинств учиться в школе на родном языке. Она лично несколько раз побывала в литовском Сейме в надежде на цивилизованный диалог с властями. Именно благодаря активной позиции таких знающих и смелых педагогов, а также поддержке сплочённой польской общины Литвы в этой стране удалось сохранить образование в школах на русском и польском языках с 1-го по 12-й класс», – пишет хорошо знакомая с Канайте латвийская журналистка Алла Березовская. Она считает, что в той ситуации, в которую поставили педагога, у Канайте не было иного выхода, кроме как уволиться.
Сама Элла Канайте говорит, что обладай она здоровьем покрепче, она обязательно «пошла бы на принцип» и дала бы националистам окончательно оскандалиться, пока они искали возможность изгнать её из школы.
Но женщина понимала, что если бы события и дальше развивались в подобном русле, то её сердце могло бы и не выдержать.
Тем более что, по словам Эллы, перед глазами стоял трагический пример её подруги – известной в Литве русской правозащитницы Оксаны Бекериене, скончавшейся в феврале 2018 года.
Бекериене, возглавлявшая вильнюсский Центр исследований и защиты основных прав, состояла в Координационном совете организаций российских соотечественников Литвы, занималась правовой защитой представителей местных нацменьшинств. Так же как и Канайте, Бекериене в своё время оказалась на страницах ежегодника ДГБ, её называли «агентом влияния Москвы», ей угрожали, вокруг неё создали атмосферу травли и запугивания. В последние месяцы своей жизни Оксана находилась в состоянии стресса, сильного психологического напряжения. Итог – внезапное кровоизлияние в мозг, инсульт, смерть…
Итак, Элла Канайте вынуждена была уйти из гимназии, в которой работала. Её искренне расстраивает тот печальный факт, что никто из политиков русскоязычной общины Литвы не осмелился выступить в её защиту – люди запуганы, и никто не хочет себе неприятностей.
Но сама Элла складывать оружия не собирается. Она обещает продолжать заниматься вопросами защиты русских школ и готовит обращение в суд на людей, занимавшихся её травлей.
Моральной поддержкой стала позиция официальной Москвы, которая устами официального представителя МИД РФ Марии Захаровой резко осудила неправомерные действия литовских властей в отношении представителей русскоязычной общины республики, включая Эллу Канайте.
Остается пожелать успеха этой мужественной женщине в ее борьбе.