В начале сентября патриарх Константинопольский Варфоломей направил в Киев экзархов, фактически заявив о своей церковной власти над украинскими приходами без всякого согласия на то Украинской православной церкви, равно как и других православных церквей. В украинскую войну и вообще в глобальное противостояние вовлечена еще и церковная карта — предельный для всякого верующего аргумент. Мир возвращается в эпоху религиозных войн.
23 февраля 2014 года, Киев
У ворот Киево-Печерской Лавры появляется группа в камуфляже. На вопрос «Кто вы?» они отвечают: «Самооборона майдана». В 23.30 к Лавре подъезжает Петр Порошенко. 7 июня 2014 года он будет избран президентом Украины. Порошенко успокаивает священнослужителей: «Собравшиеся не будут захватывать Лавру». Повернувшись к представителям самообороны, он произносит иное: «Сейчас не время». Порошенко уезжает, люди в камуфляже остаются. В полночь появляется толпа в масках, вооруженная дубинками. Монахи захлопывают калитку с той стороны. Звонит колокол. Люди в масках выкрикивают лозунги УПА (Организация запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru). За закрытой Лаврой ощущается тихое движение. Раздается голос молящегося. Второй подхватывает. Слышно — с той стороны сгрудились монахи. Звучит молитвенный хор.
— Вы Московский патриархат, вы поддерживаете москалей и Януковича! — кричат люди в масках, перекрикивая монашеский хор.
Хор сразу берет выше.
— Вы нас проклинали! Будьте сами прокляты! Вы проклинали майдан!
Хор усиливается.
— Слава Украине. Героям Слава!
— Господи помилуй! Господи помилуй!
Со всех сторон сбегаются прихожане Лавры. Они поют вместе с монахами, разделенные подъездными воротами. Час длится противостояние голосов, молитвы и лозунгов. Через час толпа в камуфляже внезапно уходит. Монахи еще поют за воротами, в их голосах слышится удивление, какое появляется, когда ты ждешь худшего и уже находишься на пике обстоятельств, подтверждающих: худшее вот-вот случится, — но гроза рассеивается. Прихожане расходятся. Через некоторое время голоса за воротами затихают.
Утром ворота открываются. Верующие спешат в Лавру. И под лучами февральского солнца кажется, что ночью ничего и не было.
За годы, прошедшие после майдана, политические тучи над Украинской православной церковью Московского патриархата сгущались. Все чаще украинские СМИ говорили о том, что Украинская церковь Московского патриархата — пособница страны-агрессора России, а большинство жителей Украины, согласно опросам, хотели бы иметь единую поместную автокефальную церковь — что самое главное, административно независимую от других государств. При этом ссылок на опросы эти СМИ не давали.
В 2016 году президент Украины Порошенко заявил: «В условиях гибридной войны, когда Украина противостоит вооруженной агрессии соседнего государства, наши враги пытаются использовать религиозный фактор в своих интересах… Очевидно, что в сегодняшней ситуации многим верующим трудно согласиться с существующим разъединением украинского православия». Так он продолжил курс на вывод Украинской православной церкви из Московского патриархата, который был взят еще первым президентом Украины Леонидом Кравчуком и поддержан третьим президентом Виктором Ющенко. Притом что Украинская церковь экономически и хозяйственно не связана с Московским патриархатом. Связь, которая существует между Русской православной церковью и Украинской — духовная, каноническая.
Ноябрь 1991 года
Митрополит Филарет, возглавлявший Украинскую православную церковь Московского патриархата, созывает Собор епископов и обращается к Московскому патриархату с просьбой предоставить Украинской православной церкви полную каноническую самостоятельность. В 1992 году Архиерейский собор Русской церкви предлагает Филарету покинуть свой пост. Филарет соглашается, но потом передумывает. Собор запрещает Филарета в служении, смещает его с должности предстоятеля церкви, и он превращается в простого монаха. Филарет проводит Всеукраинский собор, на котором объявляет о создании автокефальной церкви «Киевского патриархата». Украинская православная церковь раскалывается — на церковь, принадлежащую Московскому патриархату, и организацию Филарета, которую церковной никто в мире не признает. Филарет отправляется в Стамбул просить Константинопольского патриарха Варфоломея о предоставлении автокефалии, но получает отказ. В 1997 году Филарета предают анафеме.
Это противостояние между Московским патриархатом и самопровозглашенным Киевским длится уже двадцать пять лет. В 1991 году самыми яростными противниками раскола выступили епископ Донецкий и Славянский Алипий, сейчас архиепископ Краснолиманский, а также епископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий — нынешний предстоятель Украинской церкви Московского патриархата. Впрочем, претензии, которые предъявлял «Киевский патриархат» Московскому, часто носили имущественный характер, и за годы раскола было совершено десятки нападений на храмы Московского патриархата. С годами раскол углублялся и, когда произошел конфликт на Донбассе, кажется, порожденный в немалой степени теми же силами и причинами, что и религиозное противостояние, раскол превратился в рану, концы которой не так просто стянуть. Самопровозглашенный Филарет принял самую жесткую позицию по Донбассу — он однозначно поддержал одну из сторон конфликта, а именно «воинов АТО». Известно, что он награждал некоторых из них медалями «За жертвенность и любовь к Украине», а храмы его патриархата собирали деньги на воинов АТО, проще говоря, на ведение войны. Родина Филарета — село Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.
С начала конфликта на Донбассе и по сей день в некоторых храмах Московского патриархата также собирают пожертвования на воинов АТО. Эти сборы ведутся самими прихожанами, и, как известно редакции «РР», священники обычно не вмешиваются в эти инициативы, боясь осложнить и без того непростые отношения с политической властью Украины. В церквях, находящихся на территории республик, сборы пожертвований на нужды местного ополчения никогда не велись. Возможно, причиной тому было нетерпимое отношение митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, который фактически переместил свою кафедру из Донецка в подконтрольный Украине Мариуполь.
8 мая 2015 года, Киев
Предстоятель Украинской церкви митрополит Онуфрий не встает, когда Порошенко произносит имена воинов АТО, призывая отдать дань их мужеству, во время торжественного заседания Верховной Рады по случаю празднования семидесятой годовщины победы над нацизмом в Европе. В отличие от остальных гостей, он остается сидеть. Позже Украинская церковь так прокомментирует его поступок: «Если бы предложили почтить память всех погибших по обе стороны, он бы встал». По украинским СМИ прокатывается волна критики в адрес Онуфрия, а представители «Киевского патриархата» выступают с обвинениями в адрес священников Московского патриархата, утверждая: те подчиняются Москве, поддерживают страну-агрессора — Россию, а также ездят в Московскую патриархию получать указания и нравоучения.
Январь 2018 года
Филарет направляет письмо патриарху Русской православной церкви и всея Руси Кириллу. В нем преданный анафеме Филарет предлагает покончить с расколом и восстановить церковное единство между православными. Русская церковь сразу создает комиссию на Архиерейском соборе для начала диалога по преодолению раскола. Но после этого Филарет умолкает, и с его стороны больше не следует никаких шагов, хотя от письма он не отказывается. В интернет-пространстве появляются разговоры о том, что Филарет сделался стар и болен; почувствовав приближение кончины, он якобы решил отправиться на тот свет с облегченной от грехов совестью… А главным его грехом церковные иерархи называют нарушенную клятву крестоцелования. В 1990 году тогда еще митрополит Филарет целовал крест и клялся в том, что не будет вносить раскола в православную церковь. На Украине обращение Филарета к патриарху Кириллу быстро замяли, принудив Филарета выступить с заявлением, в котором он фактически дезавуирует свое письмо.
Тем временем в Донецкой епархии за годы войны были полностью разрушены: Свято-Иверский монастырь — в марте 2015 года, храм праведного Иоанна Кронштадтского в Петровском районе Донецка — в январе 2015 года; храм равноапостольной княгини Ольги в Киевском районе Донецка и еще десяток храмов города и его пригородов получили повреждения. В поселке Александровка был разрушен храм Святого Благоверного князя Александра Невского. В Горловской епархии пострадало четырнадцать храмов — Благовещенский храм Горловки и храм праведного Иоанна Кронштадтского в городе Кировское. Всего семьдесят православных храмов были разрушены, повреждены или полностью сметены с лица земли за время конфликта в Донбассе.
20 сентября 2018 года
Филарет посещает Государственный департамент США, где встречается с помощником госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом. На встрече присутствует посол Украины в США Валерий Чалый. Втроем они обсуждают вопросы поддержки Украины в обеспечении свободы, демократии, свободного исповедания веры, отстаивания территориальной целостности, а также создание независимой единой поместной православной церкви, что, по мнению всех троих, необходимо для безопасности Украины.
31 августа 2018 года, Стамбул
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречается с Константинопольским патриархом Варфоломеем. Ожидалось, что благодаря встрече оба внесут ясность в вопрос предоставления автокефалии Украинской православной церкви. К тому моменту президент Украины Петр Порошенко (еще недавно как бы канонический православный) уже не раз заявлял о своем намерении обратиться к Константинопольскому патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии. Выйдя со встречи, патриарх Кирилл сообщил собравшимся журналистам: не обсуждалось ничего секретного, беседа была, скорее, братской и очень правильной. 7 сентября Варфоломей направляет в Киев экзархов, чтобы те подготовили Украинскую церковь к получению автокефалии. В сентябре экзархи уже прибыли в Киев. Митрополит Онуфрий заявил: он с просьбой о предоставлении автокефалии к Варфоломею не обращался.
14 сентября 2018 года, Москва
Синод Русской православной церкви принимает решение прекратить поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея.
20 сентября 2018 года, Донецк
— Константинополь всегда говорил, что признает только Украинскую православную церковь Московского Патриархата, — говорит священник одного из храмов Донецка, отец Никита. — Что ни Филарета, ни ту другую раскольническую автокефальную церковь, которая в 1929 году была создана на Украине, не признает. Но Порошенко же важно порвать с Россией, вот и все. Автокефалия — еще один шаг на пути к этой цели. А вот зачем это нужно вселенскому патриарху — этого никто у нас понять не может. Константинополь не может претендовать на те земли, которые основали русские цари — на Донбасс, Запорожье, Одессу, Николаев, Днепропетровск. Но у них, наверное, свое какое-то видение. На Украине церквей, принадлежащих Московскому патриархату, гораздо больше, чем принадлежащих Киевскому. Прихожан у нас тоже в разы больше. Зачем нужен еще один раскол внутри страны? Понять невозможно. Ни понять, ни принять, ни объяснить. Наши люди в ту церковь не пойдут. Нормальные здравомыслящие люди на Украине в ту церковь тоже не пойдут. Пойдет только кучка националистических фанатиков. Но зачем это нужно? Что, сейчас вселенский патриарх сидит и наслаждается тем, что столкнул людей еще и на этой почве? Что, не видели Крестный ход из Каменец-Подольского в Почаев? Там хоть кто-то был из «Киевского патриархата»? Никого. «Киевский патриархат» просто уже давно очень хочет забрать себе Лавры — Почаевскую и Киево-Печерскую. Мы общаемся с нашими собратьями на той стороне, они тоже в полной растерянности. Они тоже понять не могут, зачем это надо. Но единственное, что мы сейчас можем, — это молиться. Молиться, чтобы Господь не допустил нового раскола. Безумие какое-то происходит в мире! Кому нужна еще одна война — церковная? Зачем в Киев прислали этих экзархов? Они же ничего в нас не понимают. Извините, больше ничего не могу сказать… Как я могу объяснить то, чего сам не понимаю?
Донецкая и Мариупольская епархия разделена линией фронта. До тех пор пока та часть паствы, которая находится в составе республик, и та, которая подконтрольна Украине, состояли в церквях Московского патриархата, они были связаны и объединены — духовно. Но если автокефалия будет получена, возможно, священников начнут вынуждать покинуть Московский патриархат и вступить в новообразовавшуюся автокефальную церковь. Уже ясно, что священники, находящиеся в республиках, на это не пойдут — они останутся в Московском патриархате. Но разделенная фронтом православная паства еще раз будет разделена, и тогда родственникам, живущим по обе линии фронта, придется ходить в разные церкви, где в одних будут поминать Константинопольского патриарха, а в других — Московского. Казалось бы, ну что тут такого — какая разница простому человеку, кого поминают во время службы? Но само осознание раскола, разделения поселится в сознании людей, делая их еще непримиримее друг к другу в стране, где уже идет война.
18 сентября 2018 года, Киев
Наместник Киево-Печерской Лавры Павел сообщает о готовящихся провокациях. В адрес Лавры поступают угрозы. «Сейчас поступают угрозы, что на 14 октября, на Покров, вновь будут захваты святынь так называемых московских центров, — говорит он. — Почему “московских”, а не “Христовых”? Разве у нас здесь Москва? Мы здесь проповедуем Христа, распятого и воскресшего из мертвых, и призываем всех быть христианами — не по букве, а по жизни». В своем видеообращении к пастве он подчеркнул: священнослужители Лавры не занимаются политикой, не подстрекают людей восставать друг против друга, а молятся о хранимой Богом Украине, ее власти и воинстве.
Неделей ранее требование отобрать Лавру у Украинской церкви появилось на сайте Кабмина Украины. Оно было оформлено в виде петиции. О провокациях, которые совершат националистические группы в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, сообщил и управделами Украинской церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
В марте 2019 года на Украине пройдут выборы президента. Порошенко спешит с автокефалией, рассчитывая на то, что ее получение будет высоко оценено его электоратом и повысит его упавшие рейтинги. А страна, разъятая войной и уже случившимся церковным расколом, еще раз, уже на века, разделится в самой себе, и рана снова пройдет по семьям и близким людям. Видимо, в ту ночь 23 февраля 2014 года, стоя возле Лавры, Порошенко ясно оценил потенциал церковного раскола, способного вызвать великое столкновение верующих в одного Христа, и сейчас — в 2018-м, накануне выборов — решил: время пришло.