Титов о Холокосте в Литве: «Кому же нужно было тогда разжигать ненависть к евреям, как сейчас — к русским?»
Вячеслав Титов
Выкладываю фотографии (галерея ниже — прим. RuBaltic.Ru) и впечатления от посещения на юге Литвы городка Меркине (возле Друскининкая). Только своё личное мнение.
15 сентября 2018 года Председатель Клайпедского отделения ПП «Союз русских Литвы» Вячеслав Титов с женой и детьми, заместитель председателя Клайпедского отделения «Союза русских Литвы» Элла Андреева и Председатель Социалистического Народного фронта Литвы Гедрюс Грабаускас посетили место массового захоронения в 1,5 км южнее от городка Меркине, где 10 сентября 1941 года было уничтожено за один день 854 еврея (223 мужчины, 355 женщин, 276 детей).
Примечательно, что в центре города не было указателя к месту Холокоста, но ближе к месту появился указатель. Заехав в лес, мы на развилке повернули правей, только потом нас сориентировал местный житель, указав, что нужно было заехать левей. Но, взяв правее, мы попали в удивительное место, на старое еврейское кладбище. От огораживающего это кладбище забора остались только каменные столбы. Мы увидели огромное количество надгробий под большими деревьями. По этому кладбищу можно было понять, что в этом городке Меркине в основном жили до 1941 года евреи. Здесь в спокойном красивом месте покоились предки тех людей, которых в 1941 году расстреляли нацистские звери.
К большому сожалению, в 1941 году практически не осталось тех, кто бы мог присматривать за могилами своих предков.
Вернувшись на правильную дорогу, к месту Холокоста, на развилке в лесу мы свернули налево и обнаружили столб, табличка на котором гласила, что до места Холокоста 60 метров. Рядом были обнаружены остатки второго столба. Подойдя к месту Холокоста, мы увидели два огромных надгробия. Судя по всему, здесь производился расстрел мирных жителей, взрослых и детей.
Бетонные надгробия не имели ни имён, ни фамилий, а просто надпись о 854 людях.
Тяжело было поверить, что в таком красивом и спокойном месте могли производится чудовищные убийства.
Я представил, как это могло быть тогда, в 1941 году, представил этот детский плач и крики людей, представил, как эти звери могли расстреливать беззащитных людей и с какого места. Такое этим палачам простить нельзя. На памятнике чётко написано, кто это сотворил: «нацисты и местные помощники». Согласно информации ассоциации Литовских евреев в Израиле, в этом месте Меркине, весьма вероятно, мог командовать и сам Адольфас Раманаускас-Ванагас.
Но прямые свидетели, к сожалению, уже ничего не расскажут.
Мы возложили венок, зажгли свечи и склонили низко головы перед невинно убитыми людьми. Г. Грабаускас прочитал прекрасные стихи А. Босаса. Погода была отличная, но во время Минуты Молчания пошел дождь... Даже природа скорбит по невинно убиенным... Вечная память...
Позже мы заехали к мемориалу северней от города, где похоронены так называемые сейчас «партизаны». Это было ужасное время.
Зашли к памятнику советского солдата, зажгли свечи, низко склонили головы.
Напротив памятника мы обнаружили старинные русские могилы, датированные XIX-м веком.
Да, на этой земле жили русские, евреи, литовцы. Историю не переписать, она прописана на могилах наших предков.
Невольно ловлю себя на мысли о том, что ведь и тогда люди жили мирно, трудились, рожали детей, воспитывали внуков, радовались жизни — и русские, и литовцы, и евреи. Кому же нужно было тогда разжигать в людях ненависть к евреям, как сейчас разжигается ненависть к русским?
Мы, сегодняшнее поколение, должны помнить историю, какая бы тяжелая она ни была, не создавать себе героев из тех людей, что замешаны в убийстве мирных жителей и чьи руки по локоть в крови. Не зря же говорится, что народы, забывшие свою историю, обречены её повторять.
Я не хочу, чтобы повторялся 1941 год, поэтому мы должны воспитывать своих детей не на ненависти, а на любви и уважении.