За двумя зайцами: Мэр Риги забыл о русских и поглядывает на Запад
Владимир Веретенников
На днях «русского мэра» Риги Нила Ушакова переизбрали главой партии «Согласие». Этот год вообще сложился для него крайне удачно. Минувшим летом, к примеру, рижане уже третий раз доверили ему кресло градоначальника. Однако в последнее время со стороны русской общины на Ушакова, которого многие воспринимали как пророссийского политика, сыплется град упреков: его обвиняют в лицемерии и в том, что он все чаще поглядывает на Запад, забыв о своем обещании отстаивать интересы нацменьшинств. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто же он на самом деле, этот кунгс Ушаков.
Смена вектора
«Согласие» — главная оппозиционная партия в Латвии, с крупнейшей фракцией в парламенте и мэром Риги. Достичь этого удалось во многом благодаря авторитету ее лидера. Еще недавно лозунг «Нил, мы с тобой!» был одним из самых популярных в стране.
Подавляющее большинство электората «согласистов» составляют русскоязычные — за что политические оппоненты любят упрекать партию Ушакова в том, что она-де — «рука Москвы».
В России эта версия тоже пользуется популярностью — недаром после парламентских выборов в Латвии и в 2011-м, и в 2014-м российские СМИ пестрели заголовками в духе «Пророссийская партия одержала победу». Впрочем, две подряд победы на выборах в Сейм принесли сторонникам Ушакова лишь моральное удовлетворение — латышские партии, объединившись в коалицию, до власти «согласистов» не допустили.
Пытаясь как-то разорвать этот порочный круг, Нил Валерьевич давно уже старается заручиться поддержкой и установить особые отношения с руководством США и НАТО, членством в котором так гордится Латвийская Республика.
Так, три года назад возвращаясь из Вашингтона, где он участвовал в консультациях с представителями Госдепа, мэр Риги многозначительно заявил: «Соединенные Штаты — наш важный союзник и партнер. Консультации между крупнейшей партией Латвии и нашими друзьями из США проходят регулярно и в Риге, и во время подобных поездок».
А через некоторое время Нил Валерьевич опубликовал селфи на фоне выгружаемых в рижском порту американских танков. Позже в своем Facebook он выложил совместную фотографию со знаменитым сенатором Джоном Маккейном.
Мэра обвиняют в том, что он выстраивает свою популярность по законам шоу-бизнеса, гонясь в первую очередь за яркой, сочной картинкой.
Он делает то, что можно быстро продемонстрировать избирателю в газетах и по телевидению: бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте, ремонт школ и детсадов, организация массовых гуляний для рижан. Однако у избирателей нарастает усталость от Ушакова и усиливается вполне понятное желание «сменить картинку».
В начале июня этого года в Латвии прошли муниципальные выборы. Ушаков сохранил свой мэрский пост.
Но его популярность пошла на убыль — теперь его партия располагает в столичной Думе лишь 32-мя мандатами из 60-ти, а не 39-ю, как раньше.
Менее чем через год, в октябре 2018-го в Латвии состоятся очередные выборы в парламент. Нил Валерьевич, мечтая увидеть свою партию в правящей коалиции, изо всех сил теперь отмывает «Согласие» от «пророссийского» имиджа. Минувшим летом второй человек в «Согласии» Янис Урбанович пообещал, что партия, скорее всего, не будет расторгать имевшийся у нее договор о сотрудничестве с «Единой Россией».
Этим договором латыши попрекали «Согласие» все последние годы. Но прошел какой-то месяц, и Ушаков объявил, что договор более не действует.
А в начале ноября латышское издание «Независимая утренняя газета» опубликовало информацию о том, что Ушаков, пользуясь своими связями в Партии европейских социалистов, искал способы встретиться с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Столичный мэр надеялся, что в рамках его сотрудничества с НАТО представители военного блока будут участвовать в программе рижского самоуправления по образованию — в частности, посещать русскоязычные школы, чтобы своими рассказами способствовать росту доверия к альянсу у молодежи.
Однако, Столтенберг Нила Валерьевича беседой не удостоил. С Ушаковым в присутствии специально призванных латвийских дипломатических представителей беседовал чиновник более низкого ранга — помощник генсека НАТО по вопросам публичной дипломатии Такан Илдем. После этого в латвийском МИДе официально выразили недоумение и недовольство попыткой Ушакова зайти к руководству альянса с заднего крыльца, в обход официального протокола.
«Если он хотел какого-то более тесного сотрудничества со структурами НАТО, говорить об этом нужно было не в главном офисе альянса, а в Латвии, в министерстве обороны», — заявили в ведомстве.
Политический шпагат
Но самое неприятное для мэра Риги событие, буквально посадившее его на «политический шпагат», — недавнее решение правительства о переводе преподавания в школах для нацменьшинств на латышский язык. Правящие политики, включая президента Раймонда Вейониса, быстро пришли к консенсусу на сей счет.
В ответ на это «Штаб защиты русских школ» провел в Риге массовые митинги протеста. Ожидалось, что «Согласие», держащееся на голосах русскоязычных избирателей, поддержит протест — но все ограничилось невнятным обещанием Ушакова «защитить и латышские школы, и русские».
В конце ноября Ушаков провел встречи с главой правительства Марисом Кучинскисом и министром образования Карлисом Шадурскисом, по итогам которых сообщил, что с 1 сентября 2019 года рижское самоуправление обеспечит в столичных школах для нацменьшинств дополнительные занятия для освоения предметов на родном языке.
Это означает, что после урока физики на латышском ученик пойдет на дополнительное занятие, где ту же тему ему объяснят на родном языке. По предварительным подсчетам, расходы на эту программу в год составят около 2 миллионов евро. Пытаясь подсластить пилюлю, градоначальник уточнил, что никто не станет заставлять русскоязычных детей сидеть лишние часы за партами, когда их латышские сверстники пойдут играть на улице.
«Дополнительные занятия будут интегрированы в программу "Домашние задания". Школам дадут свободу выбора и количества часов, и списка предметов. Решение примут администрация и родители», — заявил Ушаков.
Общественный деятель Илья Козырев объяснил «Ленте.ру»: нерешительность мэра в школьном вопросе обусловлена тем, что власть в столице он вынужден делить с партнером по коалиции — организацией «Честь служить Риге».
«Это маленькая, но влиятельная партия латышских олигархов. И с позицией по латышизации русских школ ЧСР определилась давно. Там считают, что перевод школ нацменьшинств на латышский не является проблемой. Поэтому занять какую-то другую позицию для Ушакова означало бы рискнуть целостностью коалиции и властью», — говорит Козырев.
По его мнению, Ушаков, располагая большой партией, мэрством в Риге и крупнейшей фракцией в парламенте, мог бы, если бы захотел, провести крупные акции протеста по всей стране, вызвать международный резонанс и таким образом сорвать «школьную реформу».
Правда, после этого ему пришлось бы распрощаться с надеждой на место в парламентской коалиции и на министерские посты в правительстве следующего созыва — правящие партии такого демарша Ушакову не простили бы.
«Похоже, у депутатов от "Согласия" другие планы применения их немалого ресурса, гораздо более важные, чем защита русских школ. Поэтому на следующий митинг мы опять выходим без них», — с грустью отмечает Козырев.
Раздор бывших соратников
Ситуация со школами поссорила Ушакова и евродепутата от Латвии Андрея Мамыкина. Некогда популярный журналист и телеведущий, в 2014-м он прошел в Европарламент — единственный от «Согласия». «Ленте.ру» Мамыкин объяснил, почему согласился баллотироваться от «согласистов»:
«Принципы "Согласия", закрепленные до сего дня в программе партии и ее уставе, были и моими принципами: защита национальных меньшинств, русский язык, гражданство, дружба со странами-соседями, защита обездоленных, кем бы они не были».
Узнав о расторжении договора с «Единой Россией», Мамыкин отправил Ушакову открытое письмо. Выразив несогласие с таким решением, он посетовал, что вопрос о том, расторгать ли «Согласию» договор с ЕР, широко в партии не обсуждался — то есть решение принималось кулуарно на самом верху. А вскоре евродепутат с удивлением узнал, что руководство «Согласия» отказалось приглашать его на состоявшийся 9 декабря партийный съезд.
Выступая на съезде, Ушаков многозначительно сказал, что, выдвигая кандидатов на выборах в Европарламент, партия допустила ошибки. И пообещал тщательнее присматриваться к тем, кто планирует баллотироваться на выборах, используя платформу «Согласия».
Что касается школ нацменьшинств, то Ушаков на съезде подчеркнул: было бы неправильно называть их «русскими», так как 60 процентов предметов там с 2004 года и так уже преподаются на латышском. Мэр Риги указал на бесполезность пикетов и митингов, более того, он назвал их организаторов националистами.
«Одни наше предложение (о дополнительных занятиях на русском) называют антилатышской и противоправной деятельностью. Другие говорят, что мы предали русских. Это значит, что мы поступаем правильно. Если твои действия не нравятся националистам со всех сторон, значит, это правильно для развития страны в целом. Наша самая главная миссия — это мир и стабильность между латышами и нелатышами», — уверяет Ушаков.
Со своей стороны, Мамыкин в беседе с «Лентой.ру» отметил, что, по его мнению, партия в опасности из-за застоя и утраты принципов.
По его мнению, в последнее время лидеры «Согласия» начали стесняться своих избирателей.
«Это видно в том числе и по вялой реакции на перевод русских школ на латышский язык. Реформа школ нацменьшинств ставит целью их уничтожение. Выглядит так: нашему избирателю готовятся плюнуть в лицо, а руководство партии заботливо обещает ему платочек, чтобы тот мог утереться. Но от своего гаранта избиратель ждет не сочувствия, а защиты!» — подытожил Мамыкин.
Читайте также:
Зачем мэру Риги генсек НАТО
Зачем мэр Риги растрачивает политический капитал «Согласия»?
Мамыкин: разрыв договора с «Единой Россией» был очень большой глупостью