Дестабилизация – оружие Белого дома в энергетической войне на Украине и Ближнем Востоке
США делают все для того, чтобы разлучить Евросоюз с Россией и навязать европейцам свои условия при заключении Трансатлантического соглашения о зоне свободной торговли, что позволит американцам поставлять Европе свой более дорогой природный газ.
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и Украина
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) является евроатлантическим соглашением о зоне свободной торговли, которое в настоящее время находится на стадии обсуждения между США и ЕС. Срок его принятия – 2015 г. Целью, как заявлено, является создание Трансатлантической зоны свободной торговли с формированием на базе Америки и Европы единого торгового мегаблока. Американо-европейские переговоры по данной теме проходят за закрытыми дверями в связи с тем, что западные элиты опасаются народных протестов и выступлений, как это было в 2001 г., когда шли переговоры о создании зоны свободной торговли Северной и Южной Америк. Как и в случае с «Всеобъемлющим экономическим и торговым соглашением», которое было подписано в Оттаве между Канадой и ЕС 26 сентября 2014 г., неброское название «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство» призвано скрыть факт того, что речь идет о зоне свободной торговли.
Вашингтон предпринимает все, что в его силах для разрыва торговых связей между Россией и ЕС с целью получения более мощного переговорного рычага при заключении ТТИП.
Целью Белого дома является максимальное экономическое ослабление европейских партнеров за счет разрыва экономических связей с Москвой через введение антироссийских санкций, которые напрямую негативным образом отразятся также и на европейских экономиках. По расчетам американской администрации, это заставит ослабленную Европу пойти на максимальные уступки при заключении ТТИП.
С геополитической точки зрения речь идет о процессе евроатлантической интеграции в пику евроазиатской интеграции, целью которого является ослабление российского влияния на Европу и минимизирование рисков укрепления экономического сотрудничества между Россией и ЕС путем ее маргинализации в глазах Европы. В последнее время отмечается интенсификация переговоров по ТТИП, что вызвано опасением Вашингтона относительно таких стран как Германия, которая может начать проявлять интерес к варианту евразийской интеграции на базе России и СНГ в рамках постсоветского пространства.
В этой связи кризис на Украине используется Америкой для одновременного решения нескольких задач – экономического ослабления как России, так и ЕС. Вашингтон стремится не только расширить зону влияния НАТО, окончательно окружив Россию, но и нанести максимальный урон российско-европейским экономическим связям. Украина в буквальном смысле была использована США для размежевания Москвы с ЕС и выставления России в качестве монстра, угрожающего европейской безопасности
Нефтегазовая политика: американский СПГ против «Газпрома»
США так же ведут энергетическую войну за контроль над энергоресурсами, борьбу за трубопроводную инфраструктуру, а также стратегические коридоры транспортировки этих ресурсов. Американское участие, обязательства и интересы на Балканах, Кавказе, Центральной Азии, Ираке, Ближнем Востоке, Персидском заливе и Украине – все это составные звенья этой энергетической войны.
Сланцевый газ и его способ добычи также являются частью этого уравнения. Гидравлический разрыв пластов для добычи сланцевого газа превратил Америку, имеющую четвертые в мире природные запасы, в экспортера природного газа. Вашингтон планирует начать экспорт газа из Северной Америки в 2015 г. или 2016 г.
Одновременно Белый дом использует соглашение о Североамериканской интеграции для усиления контроля над природными энергоресурсами Канады. Канада сегодня является одним из крупнейших мировых производителей природного газа, крупнейшей мировой державой по доказанным запасам нефти, крупнейшим ее добытчиком, обладает крупнейшими запасами сланцевого газа, и в завершении всего является одним из мировых энергопроизводящих лидеров.
Вашингтон в рамках своей энергетической экспортной стратегии намерен конкурировать с Россией, постепенно выдавливая ее с рынка природного газа. Для этого Америка лоббирует отказ ЕС и Турции от закупок газа у российского газового гиганта «Газпрома» в обмен на американские поставки.
Российское выдавливание с энергетического рынка является часть долгосрочной американской стратегии, которая активно обсуждалась в американских околоправительственных кругах еще до вторжения США в Ирак в 2003 г.
Вместе с тем американский газ намного дороже российского с учетом его извлечения с помощью фрекинга, сжижения и более дорогой транспортировки. У американского сжиженного природного газа нет шансов конкурировать с российским трубным газом, поставляемым в Европу, при всех равных условиях в рамках подлинно свободного рынка.
Так называемый свободный рынок на деле не такой уж и свободный. Он всегда был предметом политических манипуляций с целью обеспечения преимуществ для корпораций и консорциумов, чьи интересы обслуживаются некоторыми правительствами.
Вместо честной конкуренции за европейский энергетический рынок США предпринимают серьезные усилия по устранению конкурента в лице России, вынуждая Брюссель идти на разрыв связей с «Газпромом» и российским энергетическим сектором. Именно поэтому Америка заставила страны-члены ЕС пойти на принятие санкций в отношении России, тем самым попытавшись создать правовые ограничения и препятствия для закупок российского газа.
Энергетическая война и Украина: сланцевый газ и фрекинг
В контексте текущей энергетической войны на Балтике был построен польский терминал СПГ в Свиноустье, который должен по плану принять первые поставки североамериканского газа в конце июня 2015 г.
Польша и Украина для США являются точкой опоры для установления доминирования на газовом рынке. Обе страны обладают вторым и четвертым по размеру месторождениями в Европе, если не считать Россию – первым и третьим в Европе. Вашингтон планирует установить контроль над этими еще нетронутыми крупнейшими месторождениями.
Крупнейшие американские компании Chevron, ConocoPhillips, ExxonMobil, и Marathon Oil, работающая в Иракском Курдистане и являющаяся акционером постджамахирийской ливийской Waha Oil Company, все имеют доли в освоении и эксплуатации польского сланцевого газа.
Правительство Януковича в январе 2013 г. подписало соглашение с англо-датским концерном Royal Dutch Shell на разведку и освоение природного газа на востоке Украины с нулевой налоговой ставкой. Другое соглашение было подписано в ноябре 2013 г. между правительством Януковича и американской компанией Chevron также на разведку и добычу полезных ископаемых на Западной Украине. Годом ранее, в 2012 г. Киев также предоставил газовый контракт на шельфе Крыма консорциуму во главе с ExxonMobil и Royal Dutch для разработки Скифского газового месторождения.
Скифское шельфовое месторождение не единственное в Крыму, к которому проявляли интерес американские нефтяные и газовые корпорации. Рядом с ним расположены следующие месторождения: Форосское, Прикерченское и Таврийское. В то время как Прикерченское было отдано американской оффшорной компании Vanco Prykerchenska Ltd., а Форосское находилось под управлением компании «Черноморнефтегаз», Форосское и Таврийское оставались предметом постоянных споров.
Отчасти американская враждебность по отношению к «пророссийским сепаратистам» связана с попыткой защитить выданные ранее киевским режимом концессии американским энергетическим корпорациям.
Для достижения своих интересов американцы используют отработанную в Ираке тактику планомерного разрушения гражданской инфраструктуры на востоке Украины руками иностранных наемников. Согласно данным немецкого журнала «Бильд», печально известная американская частная военная компания «Академия», сменившая название на Blackwater и Xe Services после ужасных преступлений против гражданского населения в Ираке, была брошена на Донецк и Луганск.
Энергетическая война и Сирия: Средиземноморский локаут?
Ситуация в Сирии, где США методично уничтожают энергетическую инфраструктуру под предлогом борьбы с Исламским государством, также может рассматриваться через призму нефтегазовых интересов. Офшорные газовые месторождения Леванта (Сирия, Ливан, Израиль, Газа) имеют огромные запасы. Здесь США также проводят работу по вытеснению России и установлению контроля над газовыми месторождениями Восточного Средиземноморья.
С 2000 г. российская компания «Стройтрансгаз» активно присутствовала в Сирии и реализовывала правительственные контракты по строительству двух газоперерабатывающих заводов в Холмсе, а также сирийской части газопровода, соединяющего Ливан и Сирию с Иорданией и Египтом. Другая российская компания «Союзнефтегаз» получила от Дамаска тендер в 2004 г. на работу на восточных границах с Ираком. В 2007 г. сирийская Syria Gas Company и «Стройтрансгаз» подписали соглашение о совместной разработке газового месторождения в Холмсе. В ходе кризиса в Сирии «Союзнефтегаз» подписал в декабре 2013 г. важное соглашение на освоение шельфа.
Ко всему прочему кризис в Сирии разразился в тот момент, когда переговоры между Сирией, Ираком и Ираном о совместном строительстве газопровода от крупнейшего газового месторождения в мире к сирийскому побережью находились на завершающей стадии. Дамаск подписал соглашение с Ираком и Ираном в июне 2011 г.
Катар и Турция выступили против соглашения между Ираном, Ираком и Сирией по строительству газопровода, так как проект отбрасывал их на обочину энергетического коридора как газовых поставщиков. Вашингтону также было не выгодно позволить реализацию дешевого экспорта ближневосточного газа в Европу, что представляло бы угрозу более дорогому американскому СПГ.
Война в Сирии и Ираке имела целью остановить реализацию проекта, а смена режимов – обнулить его.
Дестабилизация как метод американского торга?
В то время как США провоцировали напряжение в Европе для создания переговорного рычага на Брюссель по ТТИП, Пентагон проводил передислокацию на Ближнем Востоке. Наращивание под эгидой США военного потенциала в регионе осуществлялось не для борьбы с Исламским государством. Под прицелом Сирия. Расширение военного присутствия также создает дополнительное давление на Тегеран в американо-иранских переговорах по ядерной проблематике.
Создание нестабильности является неотъемлемой частью американской политики, которую Вашингтон использует в качестве дополнительного аргумента в переговорах и торге. На украинском примере это становится абсолютно очевидным, где из текущего кризиса Вашингтон извлекает выгоду в переговорах по созданию ТТИП, а также для поставок СПГ в ЕС, используя для этого экономические санкции против России.