Сирийская долгосрочная стратегия В.Путина начинает приносить ощутимые плоды
Майк Витни (Mike Whitney)
Недавние военные успехи в северной Сирии позволили коалиции под руководством России вплотную приблизиться к городу Алеппо, который является ключом к решающей победе. После прорыва 40-месячной осады населенных пунктов Нубл и Захра сирийская армия замкнула вокруг промышленного центра кольцо и приступила к его сужению. Перерезав основные северные коридоры снабжения, Дамаск запер суннитских экстремистов и антиправительственные вооруженные формирования в котле. Их уничтожение либо сдача в плен теперь лишь вопрос времени. Победа в Алеппо поменяет весь ход войны за счет установления сирийским правительством контроля над густонаселенным западным коридором. Все это объясняет судорожные попытки администрации Обамы затормозить или подорвать российские действия в Сирии, чтобы избежать провала собственной политики в этой стране.
Недавно состоявшиеся мирные переговоры в Женеве преследовали лишь одну цель – помешать сирийскому президенту Б.Асаду и его войскам отбить Алеппо. Переговоры провалились по причине отказа от участия в них вашингтонских союзников, так называемой «умеренной оппозиции». Согласно данным американского издания «Уолл-стрит-джорнел», сирийская оппозиция вышла из переговорного процесса «под давлением Саудовской Аравии и Турции, являющихся ее основными спонсорами». Заявление газеты позже нашло подтверждение в выступлении Госсекретаря США Джона Керри, возложившего вину на сирийскую оппозицию, чьи «действия открыли дорогу совместному наступлению сирийского правительства и России на Алеппо». «Не вините меня, вините оппозицию, которая не захотела вести переговоры и заключать перемирие», — заявил Дж.Керри.
Все это не должно удивлять тех, кто следил за ходом переговоров, так как изначально все пошло не так. Американская делегация во главе с Госсекретарем США всецело сфокусировалась на достижении соглашения о прекращении огня, что позволило бы остановить правительственное наступление. Саудовская Аравия, Турция и лидеры сирийской оппозиции преследовали иные цели, не осознавая бедственного положения своих джихадистких вооруженных формирований на земле, терпящих серьезные потери. В отличие от них, Дж.Керри, понимая всю серьезность ситуации, пытался найти передышку, которая позволила бы сохранить потенциал подконтрольных США вооруженных группировок от окончательного уничтожения. В свою очередь Саудовская Аравия и Турция посчитали, что их голос вправе быть услышан. В результате из-за разногласий в подходах между США и союзниками встреча закончилась, не начавшись. Не было достигнуто никаких договоренностей.
Как писала газета «Уолл-стрит-джорнел», «дюжина населенных пунктов и городов, оказавшихся на острие атаки правительственных войск, имеют одну общую деталь — все они контролируются исламистскими и умеренными группировками, финансируемыми и снабжаемыми Саудовской Аравий и Турцией. Ко всему прочему большинство этих группировок связано с аффилированным с Аль-Каидой (террористическая организация «Аль-Каида», запрещена в РФ) Фронтом ан-Нусра. Что дает основание сирийскому режиму заявлять о борьбе с терроризмом».
Все это должно окончательно развенчать миф о том, что пытающиеся свергнуть правительство бойцы — всего лишь недовольные «злым диктатором» националисты. На самом деле, основной костяк — суннитские экстремисты, вынашивающие создание исламского халифата.
Вот почему Москва даже на время женевских переговоров не отказалась от ведения военных действий. Россия твердо противостоит всему тому, что мешает осуществлению окончательного возмездия в отношении признанных мировым сообществом террористов.
Госсекретарь США в преддверии переговоров преднамеренно ввел общественность в заблуждение, заявив о том, что «Россия дала понять о своей готовности прекратить огонь […] так же, как и Иран, подтвердивший в Лондоне свою поддержку прекращению огня».
Это неправда, и Госсекретарь США об этом знает. Москва старалась занимать гибкую позицию в отношении так называемой «умеренной оппозиции», что касается таких группировок, как Фронт ан-Нусра, Армия моджахедов, Харакат Нуриддин аль-Зинки и Харакат Ахрар аш-Шам, то российское руководство всегда заявляло о своей непреклонности и готовности идти до конца в их уничтожении. Москва продолжает наносить воздушные удары, так как именно в Алеппо сосредоточено большинство этих террористических группировок.
Россия действует строго в русле принятой 14 ноября 2015 г. Международной группой поддержки Сирии (МГПС) резолюции.
Члены МГПС договорились о нераспространении режима прекращения огня на наступательные или оборонительные действия в отношении ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ), «Джабхат Ан-Нусра» или любых иных группировок, которые члены МГПС договорятся считать террористическими. В отношении борьбы с терроризмом и в соответствии с пунктом 6 Венского коммюнике МГПС подтвердила, что ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусра» и другие террористические группировки, признанные таковыми Советом Безопасности ООН и чей перечень будет далее согласован участниками и одобрен Советом Безопасности ООН, должны быть побеждены.
Вместе с тем Госсекретарь США продолжает дипломатические усилия по спасению ситуации. В его планах встреча 11 февраля российским коллегой С.Лавровым для обсуждения в Мюнхене в рамках очередного заседания Международной группы поддержки Сирии «всех аспектов сирийского урегулирования в соответствии с резолюцией СБ ООН № 2254».
Экстренный характер совещания свидетельствует о той степени отчаяния администрации Обамы перед лицом неизбежного наступления ведомой Россией коалиции. Сегодня президенту США и его советникам стало очевидно, что план по использованию наемников для свержения Асада и расчленения Сирии на три независимых территориальных образования обречен на провал.
Вот, что пишет американский Институт по исследованию войны в своем докладе по Сирии:
«Не большая политика великих держав, а реалии боя будут определять окончательные условия урегулирования, чтобы положить конец гражданской войне в Сирии. Президент Сирии Асад и его союзники в России и Иране усвоили этот основной принцип, в отличие от Вашингтона и других западных стран, возлагающих надежды на женевские переговоры под эгидой ООН, которые застопорились спустя два дня после их начал 1 февраля 2016 г. Российская воздушная огневая поддержка и иранское военное наземное участие позволили президенту Асаду практически окружить город Алеппо, являющийся с 2012 г. оплотом оппозиции. [...]
Полное окружение города Алеппо вызовет гуманитарную катастрофу, разрушит моральный дух оппозиции, подорвет стратегические амбиции Турции, а также лишит оппозицию ее наиболее ценного козыря в переговорах с международным сообществом».
Бои на прошлой неделе на севере Алеппо стали переломным моментом войны, инициатива перешла к правительственным войскам, что, однако, пока еще не заставило Саудовскую Аравию и Турцию прекратить оказывать поддержку исламистам. Саудовцы выразили готовность развернуть наземные войска в Сирии, если эта операция будет осуществляться под американским контролем. Что касается Анкары, то она тоже вынашивает планы по наземному военному вторжению для «защиты Алеппо».
Министерство обороны РФ обвинило Турцию в скрытой подготовке военного вторжения на территорию Сирии. В свою очередь турецкие власти опровергли эти заявления, вместе с тем президент Эрдоган заявил о том, что Анкара не останется в стороне, если «ее попросят принять участие в международной операции».
Новостное агентство «Блумберг» цитирует президента Эрдогана, который заявил о том, что «Турция не повторит в Сирии тех же ошибок, что и в Ираке, когда отклонила предложение США войти в коалицию по свержению С.Хуссейна».
Сегодня никто не возьмется оценивать возможность такого сценария. Но очевидно одно. Паническая реакция Турции, Саудовской Аравии и США на окружение Алеппо свидетельствует в пользу близости их региональных повесток целям и задачам джихадистов, а не законно избранным властям Дамаска. Оказываемая экстремистам этими странами поддержка красноречиво говорит об американском «авторитете» при осуществлении глобальной войны против «терроризма».
Москва менее чем за пять месяцев своей военной операции смогла изменить расстановку сил в Сирии, заставив тысячи террористов, спасаясь бегством, покинуть западные укрепленные районы, что открывает дорогу для возвращения миллионов беженцев в их дома, а также срывает американские планы по «трансформации» страны, исходя из геополитических интересов США.
Война далеко не закончена. Вместе с тем все отчетливее вырисовываются успехи российского лидера В.Путина в его долгосрочной ближневосточной стратегии.