Что пишут в западных учебниках по истории о роли СССР в Великой Отечественной войне
Комсомольская правда
Ветеранов Великой Отечественной становится все меньше, а извращения исторической памяти – все больше. Но если российские учебные программы хоть как-то пытаются сохранить объективность, то западная молодежь, если ее спросить о роли СССР в Великой Победе, лишь недоуменно пожмет плечами. Вот «КП» и решила узнать, а что же рассказывают о Второй мировой войне школьные учебники наших «зарубежных партнеров».
ГЕРМАНИЯ
Учебник: «Германия с 1871 по 1945 год», автор Йенс Эггерт. Это такая рабочая тетрадь для средних классов: немного фактов – и вопросы на усвоение. Благодаря чему подростки волей-неволей запомнят текст лучше, нежели в обычном учебнике.
О чем пишут: В списке главных событий Второй мировой сражения на Восточном фронте упоминаются всего один раз. «После поражения и капитуляции (перед кем? – Ред.) 6-й немецкой армии под Сталинградом в январе.
1943-го в этой войне начался давно ожидаемый поворот». То есть из текста следует, что перелом произошел бы и без участия этого «неизвестно кого», и разгром Гитлера на Волге роли здесь не сыграл.
Но читаем дальше.
«Постепенно союзники (Великобритания, Франция, США и Советский Союз) добились успеха». Оцените последовательность: СССР – на последнем месте, зато в числе стран-победительниц есть и Франция (которая до освобождения в 1944-м исправно снабжала Рейх боеприпасами и продовольствием).
«Шаг за шагом немецкую армию разбивали и оттесняли. В июле 1943 г. британцы и американцы освободили юг Италии, в июне 1944 г. началась высадка союзников в Нормандии, а с востока в Германию продвигались советские войска».
Затем Гитлер, «испугавшись русского плена», сделал с собой известно что. Каким образом Красная Армия достигла Рейхстага, при этом не сообщается. Видимо, вышла погулять и дошла. Ни Курский дуги, ни операции «Багратион», ни битвы за Берлин, ни того факта, что 90% войск вермахта находились на Восточном фронте.
Цитата: «1 сентября 1939 года началось вторжение Рейха в соседнюю Польшу... Но в этом участвовала не только Германия – 17 сентября и Советский Союз оккупировал восточную часть страны. Основанием тому стало секретное соглашение между Гитлером и советским диктатором Сталиным от 23 августа 1939 года». (
И ни слова о сложнейшей международной обстановке, о том, как мы тщетно пытались договориться об антигерманском фронте с Лондоном и Парижем... Какой вывод должен сделать подросток? Москва повинна в войне наравне Берлином! – Ред.)
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Учебник: «Британия в XX веке», автор – Чарльз Мор. Для старших классов и студентов.
О чем пишут: Книгу открывает таблица с датами главных событий столетия. Восточный фронт Второй мировой упомянут ровно один раз: «1941: Германия нападает на Россию».
Остальное – победы союзников в Северной Африке, Италии, Нормандии. Главные события 1942 года – захват Сингапураяпонцами. Можно, конечно, возразить: это история Британии, вот они и приводят события, где сами участвовали.
Но, не зная о битвах под Сталинградом и Курском, школьник в принципе не сможет понять, а как же на самом деле коалиция сокрушила Гитлера!
Цитата: «Вклад России в войну был, разумеется, неоценимым, но она была задействована только на Восточном фронте. Ее прямой вклад в усилия Британии на войне был нулевым, а российское участие в общей стратегии союзников ограничивалось требованием поставок ресурсов или немедленной высадки (англо-американцев) во Франции». (Вообще-то когда в начале 1945-го союзники терпели поражение в Арденнах, то Сталин начал Висло-Одерскую операцию на 8 дней раньше срока, чтобы оттянуть силы вермахта на Восточный фронт. – Ред.)
ИТАЛИЯ
Учебник: «История XX века» (пособие для старшеклассников), авторы - Альберто Де Бернарди и Шипионе Гваррачино. Из 737 страниц книги крупнейшему конфликту посвящено лишь 33.
О чем пишут: Переломный 1942 год уместился в три абзаца, из которых два покрупнее описывают битвы на Тихом океане и успехи англо-американцев в Северной Африке.
Главному сражению года посвящены лишь две строчки: «Советские войска под Сталинградом нанесли первое большое поражение немецкой армии под командованием генерала Фридриха фон Паулюса».
На самом деле «первое большое поражение» последовало еще в битве за Москву годом ранее, ну да ладно. Но под Сталинградом была разгромлена еще и 8-я итальянская армия, 300 тысяч солдат, которых Муссолини прислал на подмогу «другу Адольфу». Но об этом в учебнике ни слова.
Если «хорошие парни» на той войне и были, то это однозначно американцы:
«Президент Рузвельт понимал, что война станет решающим сражением между тоталитаризмом и демократией» (ага, и на всякий случай посадил в конц-лагеря 250 тысяч граждан японского происхождения, вдруг среди них есть предатели).
Цитата: «В марте – апреле (1945 года. – Ред.) наступление СССР на востоке и англо-американцев на западе взяло Германию в тиски». Параллельно Советский Союз оккупировал Румынию и Болгарию». (Не освободил, нет. «Освобождал» кого-то на той войне исключительно Запад. – Ред.)
США
Учебник: «История нашего мира». Авторы – Хейди Х. Якобс и Майкл Л. Левассер. Для старших классов.
О чем пишут: Книга объемом более 800 страниц охватывает всю мировую историю от каменного века до наших дней. Второй мировой посвящен всего один абзац на стр. 623. В целом же в Штатах школьное образование децентрализовано, учебные программы могут различаться от округа к округу.
Однако в одном почти все методички сходятся: победил Запад, Восточного фронта словно и не было. Лишь в некоторых учебниках говорится о Сталинградской битве как поворотном моменте войны, но и только.
Цитата: «Вслед за военными кампаниями в Северной Африке и Италии союзники открыли Западный фронт против ослабленных нацистов. (Это кто же их так «ослабил»? – Ред.). 6 июня 1944 года корабли союзников с 156 тыс. американских и других солдат на борту высадились в Нормандии (Франция).
Теперь известная как «День Д», высадка в Нормандии стала началом похода союзников на восток. Через полгода союзные армии дошли до Германии. После битвы в Арденнах немецкий вермахт был сокрушен. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 года».
ДРУГОЙ ПРИМЕР
ТУРЦИЯ
– В наших школах Вторую мировую войну изучают в пятом классе, – рассказывает турецкий политолог Селим Ялчин. – Никакой «альтернативной истории», подача материала почти не отличается от российской версии.
Немцы – оккупанты, вермахт и СС – воплощение зла, которое было остановлено благодаря СССР и союзникам. Советская армия сражалась как потерпевшая сторона.
В учебниках говорится: «Турция в той войне сумела остаться нейтральной страной. Берлин хотел поддержки Анкары, но та не желала портить отношения с Советским Союзом и не участвовала в конфликте».
ИТОГО
«Это часть большой антироссийской игры»
Дмитрий СУРЖИК, кандидат исторических наук, эксперт по военной истории XX века:
– За рубежом демонизация нашей страны ведется последовательно, начиная со школьной скамьи. При этом Запад очень не любит вспоминать, что половина Европы была на службе гитлеровской Германии.
В западных учебниках по истории Второй мировой не пишут, что преступления на нашей земле творили не только эсэсовцы, но и солдаты из разных стран Европы, которые были союзниками Гитлера.
При этом, осуждая Гитлера как абсолютное зло, Запад весьма лояльно относится к возрождению нацизма у границ РФ, в той же Прибалтике. Что делать в такой ситуации нам? Просто понять, что эта «большая игра» не закончится, покуда мы существуем как сильная и самостоятельная страна. И не забывать прививать российской молодежи память о нашей истории.